
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
30 января 2007
Ноль за поведение (Zéro de conduite) Жан Виго, 1933
Жак Лурселль
1933 – Франция (44 мин) • Произв. Argui Films (Жак-Луи Нунез) • Режиссёр ЖАН ВИГО • Опер. Борис Кауфман • Муз. Морис Жобер • В ролях Жан Дастэ (воспитатель Югэ), Робер Ле Флон (воспитатель Паррэн), карлик Дельфен (директор), Бланшар (старший воспитатель), Мадам Эмиль ("Мамаша Фасолина"), Луи Лефевр (Косса), Жильбер Прюшон (Колен), Жерар де Бедарьё (Табар), Мишель Файар (девочка), Леон Ларив (учитель химии), Анри Сторк (кюре).
Дебютная картина для продюсера Жака-Луи Нунеза, заключившего договор с компанией "Gaumont", Ноль за поведение (первый вариант названия: Остолопы – Les cancres) изначально задумывалась для показа на сдвоенных сеансах. Сцены в интерьерах были отсняты за неделю, натурные сцены – за 12 дней, что действительно достойно уважения применительно к фильму такого типа и такой продолжительности. Перед первым показом в Бельгии, в Брюсселе (октябрь 1933-го), Виго сказал: "Никто и ничто не мешали нашей работе". Это что касается съёмок. Дальнейшая судьба фильма – это отдельная тема, ставшая легендой во французском кинематографе: полный запрет проката со стороны цензуры в апреле 1934-го, путешествия плёнки по киноклубам вплоть до 1945-го, затем – коммерческий прокат в Париже, в кинотеатре "Пантеон" (в паре с Надеждой Мальро). История Ноля за поведение очень схожа с историей Мерлюса*: оба фильма, маргинальные по своей сути и по прокатной судьбе, показывались на сдвоенных сеансах; оба в середине 30-х годов в незабываемой манере рассказали о детстве в коллеже и в интернате. При этом невозможно представить себе два фильма, более далёкие друг от друга и более противоречащие друг другу по стилю и по духу. С одной стороны – реалист Паньоль: болтливый, с невероятно современным восприятием мест и персонажей, пытающийся в отстранённой, но в то же время берущей за душу манере анализировать конфликты между детьми и взрослыми и примирить их (хотя бы и пришлось ради этого ввести сказочный финал); с другой стороны – Виго: жестокий и ирреалистичный, близкий к немому кинематографу, противопоставляющий два чужих и непримиримо враждебных друг другу мира детей и взрослых, в котором последние призваны символизировать организованное общество. У Виго взрослые (за исключением воспитателя Жана Дастэ, ребёнка-переростка, витающего в мечтах) – либо призрачные тени, от которых не жди никакой защиты, либо крикливые и гнусные чудовища. В фильме содержится изрядная доза ненависти и агрессии, которую часто пытаются подсластить исследователи; нет никаких сомнений, что именно этот заряд стал причиной долголетия фильма и его радикальной чистоты, сохранившейся до сих пор.
Если говорить о стиле, то доведённый до крайности карикатурный гротеск (сколько карликов занимали должности директоров коллежа после реформ Жюля Ферри? ) и использование давно устаревших приёмов (как, например, замедленные съёмки процессии бунтующих детей) не позволяют причислить Виго к режиссёрам нового времени (потешное побоище в финале досадно напоминает какое-нибудь из творений Рене Клера). Впрочем, самого Виго это нисколько не заботило: прежде всего, он хотел воспользоваться воспоминаниями своего детства и ученических лет, чтобы разжечь пожар анархизма и заявить о презрении и ненависти к обществу. Можно ли оправдать этим упорством обличителя невыразительность детских персонажей, их прискорбную безликость на фоне карикатурного изображения взрослых? Всё вышеперечисленное сильно контрастирует с олимпийским спокойствием Паньоля и с удивительным содержательным богатством всех его героев. Несколько лет спустя, Кристиан-Жак примирит всех своими Беглецами из Сент-Ажиля* и романтикой высочайшей пробы.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в журнале "L'Avant-Scène", № 21 (1962), а также – в книге "Жан Виго: Творчество в кино" ("Œuvres de cinéma", Cinématheque Française – Lherminier, 1985). В эту книгу, один из наиболее полных трудов, когда-либо посвящённых одному режиссёру, включены различные версии сценария, хроника создания фильма и многочисленные документы.
|
|
|