
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
25 декабря 2009
Итоги 2009: лучшие отечественные фильмы
Алексей Гуськов
В конце года принято подводить итоги. Любые выводы, не исчисляемые голыми цифрами - чистое разглагольствование, но "Синематека" самонадеянно берётся максимально беспристрастно оценивать прошедший в кино год, попросив всех своих постоянных и предельно пристрастных обозревателей сделать ряд "срезов" текущего кинопроцесса. Встречая Новый Год, мы будем публиковать сводные итоги по разным направлениям года уходящего.
Это был важный год для российского кино, и пять лучших отечественных фильмов по версии "Синематеки" в полной мере отражают всё то самое интересное, что случилось в родной киноиндустрии.
Кадр из фильма "Волчок" (2009), реж. Василий Сигарев
Сенсацию в отечественном кино сделала семейная пара театралов из Екатеринбурга: Василий Сигарев (режиссер) и Яна Троянова (исполнительница главной роли). Их душераздирающий кинодебют Волчок среди своих "одногодок" собрал наибольшее количество наград и на родине, и за рубежом. Феерическая Яна Троянова зафиксирована на плёнке изобретательной камерой ещё одного дебютанта - Алексея Арсентьева.
Семья – ближний круг, первый уровень коммуникации. Здесь бесстыдство, лицемерие, жестокость обретают особо чудовищный вид. Отношения матери и семилетней дочери показаны жестоко, с той мерой раздражающей, выставленной напоказ интимности, которой знаменита практика "новой драмы".
Владислав Шувалов
Кадр из фильма "Бубен, барабан" (2009), реж. Алексей Мизгирев
После второго фильма наличие режиссерского стиля у Алексея Мизгирева становится очевидно даже тем, кто не разглядел его в грубоватом дебютном Кремне. Нежданное возвращение Натальи Негоды не только обеспечило ленте известность, но и добавило в картину выразительные тона, которые, наверное, даже не предполагались.
Достаточно того, что в картине с художественной убедительностью воссоздана "жизнь как она есть", а главная героиня, несмотря на воровство книг, вызывает у меня человеческое сочувствие. И, судя по резонансу на "Кинотавре" и призам в Локарно, так же оценивают картину Мизгирева причастные к кино люди в других странах.
Виктор Матизен
Кадр из фильма "Какраки" (2009), реж. Илья Демичев
Самый неожиданный дебют года - коммерсант Илья Демичев снимает кино по собственномку сценарию о типаже, который хорошо знаком по долгу службы. Михаил Ефремов оказался способен не только тянуть главную роль, но и вызывать искреннее сочувствие к представителю самой непопулярной прослойки населения - чиновнику. Заметные проблемы в лирической части уравновешиваются чувством юмора редкой самобытности и разудалым букетом цепких наблюдений из близкой, но такой незнакомой жизни.
Больше всего нашему кино не хватает именно таких фильмов, которые не были бы калькой с чужих жанров, не гнались за миллионными бюджетами, не задыхались от спецэффектов; во всех этих вещах мы демонстрируем свою поразительную неконкурентоспособность и совершенную провинциальность.
Владислав Шувалов
Кадр из фильма "Сумасшедшая помощь" (2009), реж. Борис Хлебников
Борис Хлебников - самый опытный и титулованный из молодых дарований - находится в активном творческом поиске и меняет интонацию. В этот раз получилось неудобное кино для отзывчивых людей про удобство безразличия. "Папе нужно пить таблетки", - несгибаемым тоном несколько раз произносит на экране продюсер и актриса Анна Михалкова; российская кинообщественность в восторге.
Пятый герой картины - это окраинная Москва, жестокая к своим и чужим. Ее активное присутствие ставит фильм в один ряд с Кремнем, Шультесом и другими картинами, в которых столица выступает в роли антагониста и которые косвенно или явно противостоят таким классическим лентам, как Я шагаю по Москве и Застава Ильича, где столица предстает протагонистом.
Виктор Матизен
Кадр из фильма "Чудо" (2009), реж. Александр Прошкин
Режиссёр Александр Прошкин и сценарист Юрий Арабов - противоположное крыло сегодняшнего актуального кинематографа России. "Отцы" берут несвойственной молодым широтой ответственного до несерьёзности взгляда на извечные духовные проблемы русского человека.
На экране появляются колоритные типы – репортер областной газеты (Хабенский), ее главный редактор, местный священник, уполномоченный по делам религии (Маковецкий) и так далее вплоть до Никиты Хрущева (Александр Потапов), которого вместе со свитой заносит в этот отдаленный от Москвы край непуганых идиотов.
Виктор Матизен
|
|
|