|
|
20 апреля 2009
Виктор Зацепин
 Чешский режиссер Густав Махаты смотрел свой фильм Эротикон 500 раз, прежде чем принял окончательное решение о том, как он будет выглядеть в финальной версии. В Музее кино состоялся первый показ реконструированной версии легендарного чешского фильма. Эротикон Густава Махаты – высокое достижение чешского немого кино, пусть и не свободное от заимствований. Мелодрама, снятая по сюжету выдающегося чешского поэта Витеслава Незвала, в свое время шокировала зрителей откровенностью в показе отношений полов.
Махаты - выходец из аристократической семьи, он увлекся кино в юном возрасте и бросил все ради того, чтобы работать на съемочной площадке. Служил уборщиком, играл второстепенные роли, работал ассистентом режиссера (по непроверенным сведениям, даже у Штрогейма на Глупых женах), после чего поставил свои первые картины – Швейк на гражданке и Крейцерова соната. В поздние годы Махаты работал в Австрии и в США, даже написал сценарий к одному из фильмов Пабста – Это случилось 20 июля (1955, триллер о неудачной попытке покушения на Гитлера). По мнению чешских киноведов, сотрудничество с Пабстом - это единственная значительная удача в заокеанской карьере Махаты, а вершиной его искусства остаются снятые в Чехии фильмы - Эротикон, и еще более откровенный Экстаз с Хейди Ламарр. По словам Наума Клеймана, у вгиковцев его поколения эти фильмы пользовались таинственной славой – студенты знали о существовании этих фильмов в фондах, но также и понимали, что смотреть такое им никогда не разрешат. Тут даже не знаешь, чему больше удивляться – целомудрию того времени, или напротив, ханжеству.
Упоминание о работе Махаты с Пабстом, сделанное выше, не совсем случайно. Фильм Махаты Эротикон близок по сюжету к пабстовской классике – Дневник падшей рассказывает почти ту же самую историю соблазненной и брошенной девушки, которая, однако же, находит в себе силы начать новую жизнь. Итак, Андреа в фильме Махаты – дочь начальника железнодорожной станции. Однажды вечером к ним в дом стучится незнакомец, опоздавший на последний поезд. На улице бушует ненастье, и, после некоторых колебаний, станционный смотритель соглашается оставить запоздалого гостя на ночлег. С неизбежностью происходит страшное – гость знакомится с юной дочерью смотрителя, дарит ей флакон духов под названием Эротикон, соблазняет и первым утренним поездом отправляется в Прагу. Там он введет развеселую жизнь с красивой любовницей, в то время как беременная Андреа оставляет отца и перебирается в Прагу, не решаясь встретиться с оставившим ее любовником. Андреа мечется по постели в горячке, и, как в дурном сне, на это изображение наплывает другое – пылкие объятия влюбленных в их единственную ночь. Она разрешается от бремени в городских трущобах, но ее ребенок родился мертвым. В конце концов она лишается крыши над головой и обреченно бродит по улицам, до тех пор, пока к ней не пристает прохожий забулдыга…
Начало фильма Эротикон, реж. Густав Махаты
Если мы оборвем этот сюжет сейчас, на середине, этого будет вполне достаточно, чтобы почувствовать бульварный вкус истории, рассказанной Махаты. Впрочем, его киностиль приземленным не назовешь – интерьеры небогаты, но тщательно продуманы, в фильме видны заимствования из европейского кино, в отдельных случаях используются даже приемы, похожие на эйзенштейновский монтаж. Конечно, можно сказать, что этому кино недостает пабстовского размаха, многофигурности, или, например, трагического финала, но и этот фильм доставляет большое удовольствие – в первую очередь, за счет очень продуманной визуальной части. Очень запоминается коротенькая сценка, в которой ловелас утешает Андреа по телефону, а на заднем плане, через бамбуковую штору виден силуэт любовницы, которая зажигательно отплясывает на кровати. Удивительно забавны и сцены, рисующие жизнь пражского света. Где бы ни происходило действие, на танцах, в ателье портного, или вокруг шахматной доски – фильм радует зрителя точностью нюансов. Если напрямую сравнивать Дневник падшей и чешскую картину, то заметно - тогда, в конце 20-х, Пабст переходил от экспрессионизма к реализму. Махаты двигался в другом направлении - за несколько лет до явления французского поэтического реализма он сделал его моментальный снимок в фильме Эротикон.
|
|
|