|
|
13 октября 2011
Александр Шпагин
 Много ли мы видели фильмов про чемоданчик с кучей долларов, переходящий из рук в руки? Какая избитая тема, какая распространенная фабула! И, казалось бы, уж сколько можно?
А новые фильмы на этот сюжет все появляются и появляются. Из них уже можно фестиваль устраивать – причем, международный. И самое интересное, что мы тут обнаружим и плохие фильмы, и посредственные, и средние, и приличные, и хорошие, и шедевры.
Это все к тому, что в искусстве нет никакой вторичности. Это миф, придуманный критиками. Когда нам произведение искусства не нравится, мы говорим: это вторичность, версификация, плагиат. А когда нравится: цитаты, постмодерн, продолжение традиций, бродячий сюжет.
Итак, перед нами еще одна вариация на тему Чемоданчика с Баблом. Фильм так и называется – Бабло. Снял его дебютант Константин Буслов – причем, дебютант в чистом виде, доселе у него не было никаких режиссерских работ. А спродюсировал ленту Сергей Сельянов, что уже само по себе является знаком качества. Сельянов плохих фильмов не выпускает, а уж если продюсирует что-то коммерческое (как в данном случае), то всегда очевидно, что это будет не просто привычная блокбастерная продукция, а некий эксклюзивный вариант. И не просто эксклюзивный, а, не исключено, даже культовый, как Брат-2, например. А если и не культовый в чистом виде, то на культовость претендующий.
Это значит, что фильм не столько будет отрабатывать сюжет, сколько говорить о чем-то большем. Или выстраивать такой образ реальности, который станет удивительно узнаваем, вызовет мгновенный отклик в зале – это про нас. Вот были у Сельянова Особенности национальной охоты, потом Особенности национального Брата-2, а теперь будут Особенности национального бабла.
Что там какая-нибудь Одна любовь на миллион, где тоже чемоданчик с долларами фигурировал? Да, она претендовала на кассу, была крута и блокбастерообразна. И смотрели ее, и кассу она собирала, но вот кто ее помнит? Кто ее пересказать может? Кто вспомнит хоть одно запоминающееся крылатое выражение оттуда, хоть фразу? Да и кто там играл-то в конце концов?
Подобные вопросы к фильмам, спродюсированным Сельяновым, неприменимы. В большинстве прокатных картин – выдуманная, вымороченная, высосанная из пальца шикарно-гламурная реальность, к нашей не имеющая никакого отношения, а у Сельянова – российская, родная, самая что ни на есть узнаваемая.
У бусловского Бабла тоже есть шанс стать культовым произведением. И вот по каким причинам.
Итак, что здесь мгновенно узнаваемо? Бедность. В наших блокбастерах действие происходит в невероятно дорогом, запредельно шикарном мире с роскошными квартирами, машинами и офисами. Где режиссеры все это видели, сказать сложно, но так принято. Более того - их персонажам настолько хорошо, что обошлись бы они прекрасно и без чемоданчика с долларами – поэтому наше сочувствие их "бедам" относительно.
Персонажи Буслова – это российские люди. Здесь все живут беднее, чем им хотелось бы. Здесь все завидуют подлинному богатству, которое видят только на картинках в глянцевых журналах и в блокбастерах. Здесь все поголовно недовольны жизнью –завидуют богатым и ненавидят власть. Это общество неудовлетворенных и ограниченных.
Вот в такой мир и погружает нас Буслов. Конечно же, мы его мгновенно узнаем, потому что сами в нем и живем, точно так же мечтая о подобном чемоданчике, способном реализовать все наши мечты. Чемоданчик в наших руках. Что дальше?
И тут режиссер вместе с нами совершает одиссею по всем кругам сегодняшней российской жизни, по всем социальным слоям и социальным группировкам – ведь чемоданчик-то переходит из рук в руки. А чего же это с ним такое случается? Почему он в одних-то руках задержаться не может?
А потому, что раздолбаи мы (хотя тут подходит более жесткое слово). И удержу не знаем – не знаем удержу, пляшем на грани бездны. Нам даже не столько деньги эти нужны, сколько факт обладания ими – факт обретения абсолютной власти над миром. А сознание-то при этом остается пустым, и, по большому счету, что с баблом, свалившимся на нас, делать, мы не знаем. Возникает некий совершенно абсурдный тупик сознания, ибо бабло – это и есть подлинный показатель нашей самости, нашего социального мышления, нашего пребывания в мире, и каждый имеет его столько, сколько заслужил. Да, разумеется, этот закон работает с большими оговорками – особенно в нашей стране – но все же работает.
Когда же бабло сваливается с небес, оно превращается в бессмысленный тяжкий груз и, как ни странно, оказывается не просто ненужным, лишним, но и мучительно опасным. Из этой парадоксальной ситуации можно выжать огромное количество юмора, ибо юмор и рождается из парадокса. Но из парадокса еще рождается и размышление. Рождается и истина.
И яркий, остроумный фильм Буслова этот фактор тоже прекрасно учитывает. Во всяком случае, к размышлению он нас зовет, а к истине стремится. Жаль только, что не дотягивает, застревает на уровне хорошо и ловко придуманного хода и на уровне точно обозначенного взгляда на действительность. В итоге это оборачивается лихо придуманными, но, увы, довольно однообразными ситуациями. Мысль в фильме есть, но она не развивается, а потому и до глубины (скажем так, до балабановской глубины) картина не дотягивает.
Но и сам этот новый, острый и живой взгляд на реальность – уже прорыв. Мы имеем дело, как уже было сказано, с предельно распространенным, а значит, уже обросшим штампами сюжетом. В фильме Буслова штампов мы не найдем. Потому что перед нами личностный, индивидуальный, авторский взгляд. И оказывается, что коммерческое произведение тоже может быть оригинальным, своеобразным, неповторимым. В последнее время мы об этом как-то хорошо и надежно забыли.
Но с приходом фильма Бабло появляется надежда, что наступит прорыв и в этой сфере кинематографа. А самое главное, что за счет узнаваемости происходящего и зрительский успех картины будет обеспечен. И у Брата-2 наконец появятся новые "братья". А то что-то давно их не было. Слишком давно.
|
|
|