|
|
27 октября 2008
Владислав Шувалов
Нельзя строить равноправные отношения с людьми, которым не привито элементарное чувство ответственности и дисциплины, которые в силу естественных причин (пубертатного возраста) не способны находиться на одной интеллектуальной ступени с преподавателем, адекватно оценивать себя и окружающих. Погрешности либерализма и казусы демократии принесли монструозные плоды в виде плохо управляемых образовательных процессов. Отовсюду слышатся причитания (и вполне обоснованные), что дети сегодня безалаберны, невежественны, грубы, апатичны, индифферентны, вечно расслаблены. Они не умеют и не желают отвечать за свои поступки, но при этом они сметливы, болтливы, достаточно изворотливы, чтобы акцентированно третировать преподавателя или бесконечно шантажировать своих родителей. Либерально ориентированный препод Франсуа попадает в западню собственных методов, когда проповедуемое им эгалите оборачивается агрессией учеников, а переход конфликта в горячую фазу начинает угрожать его карьере.
При обсуждении фильма легко встать на менторскую ноту, т.к. коллизии фильма предполагают брюзжание в адрес юношества. Однако фильм силён тем, что он решён с позиций равноправного отношения ко всем участникам, а потому (при желании), позволяет зрителю самостоятельно оценить правду каждой из сторон конфликта. Подобно эффекту групповой терапии или участию в коллективном тренинге ты вовлекаешься в ролевую игру, проигрывая на себе модельные ситуации и задавая самому себе те вопросы, которые звучат "между стен". Приходится признать правоту и за молодым поколением, которое, с позиций старшего, всегда чудовищно и аморально. Острая на язык (и что немаловажно – малопривлекательная) француженка неспроста мечтает, когда вырастет, надеть полицейскую форму. Африканец Сулейман - двоечник, но он хотя бы способен изъясниться на французском языке, в отличие от его матери, которая не знает ни слова по-французски. У трудолюбивого китайца Вэя одного из родителей вот-вот депортируют из страны за нарушение закона об иммиграции; тут не до "Кандида".
Как социально-культурная акция, лента предрасполагает к широким обсуждениям и вольным толкованиям. Но благодаря художественным достоинствам (правдивой игре непрофессиональных актёров, ручной квазидокументальной съёмке, в кои-то веки концептуально обоснованной), фильм способен, если не преподать урок, то хотя бы донести важный вывод, что все наши проблемы идут не от дурного правительства, финансовых кризисов, динамики нефтяных цен, а начинаются со школьной скамьи, где закладываются познавательные, социокультурные, нравственно-коммуникативные векторы жизни. В этом смысле фестивальное признание фильма "Класс", необходимого как попытка осмысления норм и приоритетов в свободном обществе, в котором размыты границы между добрыми и скверными суждениями и поступками, является доказательством универсальности проблем, затронутых французским фильмом, и признаком зрелости каннского жюри.
Ссылки по теме:
Канн-2008: пальмовые лавры для родины кино
Мировая кинокритика о победителе Каннского фестиваля
Компас Канте (о фильме "На Юг", 2005)
Социальное кино начинает и выигрывает
"Успех не был гарантирован, но риск оправдал себя"
2 страницы
1 2
|
|
|
|