Пытаясь определить хотя бы "от противного", как устроены фильмы британского режиссера
Майка Ли, американские киноведы любят сравнивать их с голливудским мейнстримом. Было, например, такое наблюдение: если голливудские герои чаще всего "совпадают" со своим мнением о самих себе, то основной источник драматизма в фильмах Ли – это фатальная ошибочность и неполнота представлений персонажа о собственной природе. Эмоциональная слепота при соприкосновении со слепотой другого рождает неразрешимый конфликт. В этом смысле центральные персонажи фильма
Еще один год – пожилая семейная пара с комичным сочетанием имен Том и Джерри (
Джим Бродбент и
Рут Шин) – являются редчайшим для Ли исключением. С самого первого своего фильма,
Мрачные моменты, Ли рисовал жизнь надорванных, ущербных семей.
Еще один год смотрится итоговым фильмом, где режиссер наконец решился показать счастливую семейную жизнь – жизнь без притворства, самоутешений и эгоизма, тот редкий случай, когда люди на самом деле таковы, какими хотят самих себя видеть.
Героиня предыдущего фильма Майка Ли
Беззаботная была в своей вечной бурной радости отклонением от нормы, флуктуацией, случайностью. Так и здесь почти фантастическую семейную пару окружают более "привычные" для Ли персонажи – люди-руины, те самые, что загораживаются от себя всеми доступными способами. Старый друг семьи Кен без остановки ест, пьет и курит, проклиная молодежь, которая "орет ни о чем" в его любимых пабах ("Помнится, тебя самого в молодости выгоняли из пабов за то, что ты орал ни о чем", - замечает умудренный Том). Старший брат Тома, Ронни, пребывает в хроническом анабиозе, едва оживая разве что при упоминании любимого футбольного клуба. Молодящаяся одинокая Мэри, коллега Джерри, время от времени приходящая на ужин, живет только иллюзией своей привлекательности.