Если Том и Джерри формально являются главными героями фильма, то именно на Мэри, виртуозно сыгранной одной из любимых актрис Ли – Лесли Мэнвилл, держится его энергия и драматургия. Это женщина, обреченная на поражение в любом своем предприятии; "беззаботная", из которой жизнь высосала все соки. Семья Тома и Джерри для нее – единственное прибежище, которого она чуть не лишается, затеяв нелепый флирт с их тридцатилетним сыном. На лице Мэри отражаются радостные и мрачные сюжеты, постоянно разыгрывающиеся в ее воображении. Она живет одновременно в прошлом, считая себя молодой неотразимой сердцеедкой, – и в будущем, где, как она догадывается, ее не ждет ничего, кроме одинокой, заброшенной старости.
Ли задается "последними вопросами", главный из которых – как человек прожил свою жизнь и с чем он в итоге остался. Вопрос ставится в точке невозврата, когда все, что могло случиться, скорее всего уже случилось, а потом будет просто еще один год, а за ним, если бог даст, еще. В начале фильма происходит ключевой разговор. Женщина, которая больше не появится в кадре, определяет свой уровень счастья по шкале от одного до десяти как "один". "Вы боитесь перемен?" - спрашивают ее. "Ничего не меняется", - отвечает она. Если для Тома и Джерри это скорее утешение, то для других – таких, как Мэри и Кен, – приговор.
Том и Джерри наследуют другой паре – Сирилу и Ширли (которую играла та же Рут Шин) из фильма Ли
Большие надежды, снятого в конце 1980-х. Сирил и Ширли, симпатичные тридцатипятилетние марксисты, были на распутье, не зная, как улучшить дурацкую жизнь вокруг. К концу они делали выбор – желание облагодетельствовать человечество сменялось куда более реалистичным стремлением помочь тому, кто рядом. Повседневность Тома и Джерри, в доме которых находят временное утешение все их неудачливые друзья, – это как бы идеальный, наилучший вариант развития тех событий.
Трейлер фильма Еще один год, реж. Майк Ли
Еще один год разыгран как пьеса в четырех действиях – по временам года, и строится, таким образом, на предельно прозрачной метафоре круговорота жизни. Любимое занятие Тома и Джерри – работа на земельном участке неподалеку от дома. Это лишний раз подтверждает, что эти двое – любимые герои Ли. Самое характерное, важное слово в речи режиссера – "organic", высшая похвала в его устах – "это органично". Сами его картины не просто "создаются", а постепенно "выращиваются" им из
многомесячных репетиций, построенных на актерской импровизации. Семья Тома и Джерри – результат ежедневных, неустанных забот о собственном "саде"; недаром на плакате фильма изображено ветвистое дерево, возле которого стоят две лопаты. Режиссер, к которому навсегда прилепился ярлык "реалист", в закатном фильме выстроил наконец собственную Утопию.