Александру Миндадзе не впервой обращаться к экстремальным ситуациям: были в его сценариях и ДТП (
Поворот), и железнодорожная авария (
Остановился поезд), и кораблекрушение (
Армавир), и авиакатастрофа (
Отрыв) – не хватает разве что происшествия с космическим кораблем. При этом работы Миндадзе, как сценарные, так и режиссерские, имеют мало общего с популярным голливудским жанром "фильма-катастрофы", для которого любое стихийное или нестихийное бедствие – во-первых, зрелище, а во-вторых, повод для демонстрации мужества и способности человека к выживанию: сюжет, в котором очередной герой спасает мир или собственный город от искусственной или естественной напасти, можно сказать, - скелет жанра. Миндадзе зрелищами не интересуется, его интересует поведение обычных людей (а через них – и поведение социума) в критических обстоятельствах. Людей – но никак не героев, с которым он вместе Вадимом Абдрашитовым свел счеты в
Смерти машиниста (
Остановился поезд – подцензурное название), где прозвучала историческая фраза о том, что героизм затыкает дыры от разгильдяйства - и тем самым скрывает катастрофическое положение дел во всей советской системе.
В фильме
В субботу обстоятельства выбраны более чем критические – первый день Чернобыля. Место действия – Припять. Персонаж, за которым будет следовать (бежать) камера румынского оператора Олега Муту, снявшего потрясающий фильм
Смерть господина Лазареску, - комсомольский функционер Валера (в идеальном исполнении Антона Шагина, впервые показавшего себя в
Стилягах в роли Мэлса), который случайно узнает, что грохнул четвертый реактор ЧАЭС, и понимает, что надо срочно хватать в охапку подругу и драть, пока доза полученной радиации не превысила смертельную. Но на субботний поезд они опаздывают, а следующий – через сутки, которые предстоит провести в городке, чьи жители не догадываются, что перешли или вот-вот перейдут смертную черту.