Десять с лишним лет назад интеллектуальная Америка заговорила о первом фильме Кристофера Нолана
Помни, в котором излюбленный кинематографический мотив "человек без памяти" получил неожиданное и оригинальное воплощение. Сейчас, имея в распоряжении несопоставимо бо'льший бюджет,
Нолан возвращается к тому, что, по-видимому, интересует его больше всего - к погружению во внутренний космос человека.
Если вытянуть в прямую фабульную линию причудливый сюжет фильма, получится на удивление нехитрая история. Специалист по сновидениям (
Леонардо Ди Каприо), жена которого не без его участия перепутала сон с явью и покончила с собой, обвинен в ее убийстве и вынужден скрываться за пределами США, где остались их маленькие дети. Некий могущественный бизнесмен (Кен Ватанабе) предлагает ему легальное возвращение в Штаты, если тот посредством своей технологии "убедит" его конкурента, получившего в наследство огромную корпорацию, разделить ее на части. Любопытно, что конкурента зовут, как одного из самых известных шахматистов мира, Робертом Фишером - может быть, потому, что у Бобби были сложные отношения с отцом.
Процесс решения поставленной задачи задает интеллектуальный фон и складывает авантюрное действие фильма, тогда как его эмоциональный фон образуется отношениями героя с покойной женой.
Технология управления поведением, по Нолану, базируется на трех допущениях: 1) что манипуляторов вместе с их потенциальной жертвой возможно погрузить в общий сон, 2) что в ходе этого сна они смогут надлежащим образом ее обработать, 3) что решение, принятое во сне, будет осуществлено в действительности.