Германо-израильский фильм
Аджами, снятый при израильской государственной поддержке двумя дебютантами, евреем
Яроном Шани и арабом
Скандером Копти, получил несколько фестивальных премий и попал в шорт-лист "Оскара", но вызвал негодование у обеих сторон, израильской и палестинской, обвинивших его соответственно в юдофобии и антиарабизме, то есть, учитывая семитский корень обоих народов, приписавших картине антисемитизм в полном, но редко подразумеваемом смысле этого слова.
Надо сказать, что масла в огонь подлил сам Копти, заявив: "То, что фильм снят по сценарию израилитянина и на израильские деньги, не делает его израильским фильмом. Я не хочу представлять на церемонии "Оскара" государство, которое не представляет меня". Хотя, по международным правилам, страна, вложившая в фильм деньги, называется в числе его производителей, и с мнением режиссера никто считаться не обязан.
Обструкция консерваторов естественна: картина сделана, что называется, "без дураков", то есть без политкорректной игры в поддавки и без "лучика надежды", о котором так любят трепать языком эстетически непритязательные зрители всего мира - так что специально для них хочется в начале каждого стоящего фильма убивать какую-нибудь Надежду, желательно вместе с Верой и Любовью, которых жаждет не меньшее число недалеких посетителей кинотеатров.
Аджами – название места действия фильма, района города Яффы, который, если кто не знает, по сути сам является районом или пригородом Тель-Авива. В аннотации пишут, что в картине сплетаются пять независимых сюжетных линий, которые сходятся в одной точке лишь в самом конце, но это не совсем так или даже совсем не так. Есть основная линия родовой мести, рассказывающая о представителях двух столкнувшихся арабских родов, и несколько ответвлений, повествующих о других персонажах, вовлеченных в этот конфликт. Линии соединяются в последней трети фильма, но объяснение того, что произошло в точке соединения ветвей, дается лишь в самом конце, поскольку авторы фильма используют тарантиновский трюк – приводят предысторию после самой истории.