| |
|
|
|
Ксения Косенкова
Бандиты и немножко нервно (о фильме Романа Полански "Тупик")
11 февраля 2010, 23-40
Тупик
 Фильму Тупик при рассмотрении творческого пути Романа Полански зачастую посвящают всего одну строчку, констатирующую получение им высшей награды Берлинале 1966 года. Если предыдущий фильм режиссера, Отвращение, удостоенный там же годом ранее "Серебряного медведя", анализируют вновь и вновь, находя в нем дополнительные глубины и восхищаясь отточенностью киноязыка, то Тупик, несмотря на его фестивальный успех, вполне можно считать фильмом основательно забытым. С точки зрения самого режиссера, это, вероятно, несправедливо: "Отвращение было средством достижения цели, целью был Тупик", - пишет в мемуарах Полански. Сценарий Тупика три года ждал своего часа: только ради возможности снять по нему фильм режиссер начал работать над Отвращением. Небольшая британская студия "Compton", взявшаяся реализовать этот проект, хотела от Полански незамысловатого фильма ужасов, а получила наполненный сюрреалистической и фрейдистской символикой шедевр, в котором молодая женщина проходит через все круги своего внутреннего ада.
Несмотря на скептическое отношение Полански к французской "новой волне", его сближало с ней стремление деконструировать остросюжетные жанры. Тупик стал экспериментом именно на этом поле: позаимствовав завязку из гангстерских триллеров, Полански и его постоянный соавтор-сценарист Жерар Браш наполнили историю новыми смыслами – в духе новых времен. Разрушение классической формы всегда рискованно – оно затрудняет восприятие, априори настроенное на знакомые схемы и внятно прописанную мораль. Тупик оценили далеко не все: многие линии здесь ведут в никуда, мрачные или смешные детали застят целое, а атмосфера и настрой для режиссера явно важнее сугубо сюжетного напряжения и четкого жанрового ритма.
Читать далее

|
|
|
|
|
|