| |
|
|
|
Ксения Косенкова
Очевидное – неочевидное (о фильме "Аквариум")
28 января 2010, 15-57
Аквариум
 Синопсис британского фильма Аквариум вполне может вызвать чувство, описываемое словами "сколько можно" и "доколе". Опять трудная девочка-подросток из плохого района, у её пьющей мамы новый бойфренд и т.п. С тех пор как российское кино обзавелось собственными "социальными реалистами", ощущение дежавю от британских – то есть в некотором смысле канонических – образчиков жанра стало только нарастать. И правда, экспозиция Аквариума заставляет вспомнить о Германике и ее многочисленных "девочках". Но все, конечно, не так просто: у режиссера Андреа Арнольд есть особый взгляд, особая манера, иначе чересчур странно выглядел бы список ее наград – намного длиннее куцей фильмографии – включающий "Оскар" за лучшую короткометражку и два каннских приза жюри, в том числе за Аквариум.
Как Лоне Шерфиг когда-то привнесла Итальянским для начинающих (2000) лирическую интонацию в череду жестких драм Догмы, так и Арнольд из бочки социального дегтя упорно выцеживает свою ложку меда. Упоминание Догмы, честно говоря, не случайно: первый полнометражный фильм Арнольд Красная дорога (2006) стал частью очередного проекта Ларса фон Триера The Advance Party (Передовой отряд) и сопродюсировался триеровской компанией "Zentropa". Красная дорога, живописующая депрессивные районы Глазго, с одной стороны, вызывала ассоциации с Окном во двор и Фотоувеличением (что очевидным образом выводило фильм за рамки социального реализма), с другой – раскрывала особое свойство режиссуры Арнольд: умение точно и ненавязчиво передавать телесно-субъективную точку зрения. При правильной настроенности взгляд чужими глазами на мельчайшие детали будней – на всех этих маячащих в окнах или толпящихся на входе в магазин людей, например, – способен дать сильный, почти медитативный эффект. Правда, без этой настроенности он может быстро наскучить. То же свойство есть и у Аквариума.
Читать далее

|
|
|
|
|
|