|
|
|
Виктор Матизен
Не по барабану
5 декабря 2009, 23-28
Бубен, барабан
 Новый фильм Алексея Мизгирева Бубен, барабан вписывается в тот же ряд картин о современных "маленьких людях", которых, опираясь на беспощадный рассказ Куприна, четыре года назад экранизированный Владимиром Морозовым в мало кем замеченном фильме, можно назвать жестче - "мелюзгой". Ряд составляют Сумасшедшая помощь Бориса Хлебникова, Сказка про темноту Николая Хомерики, Волчок Василия Сигарева, альманах Короткое замыкание и даже только что вышедшие Сцены из жизни богемы Константина Селиверстова, формально числящиеся по ведомству "параллельного кино". При всем различии повествовательных манер (от слегка сюрреалистической у Хлебникова до иронической у Селиверстова) эти ленты схожи еще и тем, что избегают как социальных, так и экзистенциальных обобщений. Но, предпочитая оставаться частными историями о частных людях, они (так уж устроено сознание образованных зрителей) предоставляют поводы выйти за пределы своих сюжетов: если смыслы не вычитываются, они вчитываются. Коль скоро героиню Бубна…, провинциальную библиотекаршу, для прибавки к зарплате приторговывающую библиотечными книгами, играет после почти 20 лет отсутствия на экране Наталья Негода, то как не вспомнить Маленькую Веру и не возвести к ней перечисленную выше цепочку фильмов? А случайно ли, что скоротечный любовник библиотекарши, статно-мускулистый мужичок в отменном исполнении Дмитрия Куличкова, то ли экс-моряк, то ли бывший зэк, по экстерьеру и повадкам похож на ВВП? И если в разгулявшемся воображении нескольких рецензентов измученная маньяком дочь секретаря райкома с грузом 200 на кровати отождествилась ни много ни мало с самой Россией, то почему бы не идентифицировать с ней представительницу более распространенного на территории России женского вида? А кто тянул за язык Станислава Говорухина, который аж на заседании Государственной Думы заявил, будто Мизгирев своим фильмом оклеветал сакральный класс российских библиотекарш? Все еще живем по тоталитарному принципу: один до сих пор отвечает за всех, а все – за одного.
Читать далее

|
|
|
|
|
|