|
|
|
Виктор Зацепин
Я ходила рядом с зомби (к юбилею Жака Турнёра)
12 ноября 2009, 19-29
Я ходила рядом с зомби
 Знаменитая картина Жака Турнера Я ходила рядом с зомби похожа на переливную открытку. Если смотреть на нее под одним углом, видна очень тривиальная по сюжету мелодрама, снятая в экзотических локациях: жили-были юная девушка с добрым сердцем и богатый мужчина. Последний был, к тому же, женат. Если взглянуть на нее чуть иначе, проявляется другое измерение – и вот уже сквозь заросли тростника можно разглядеть бредущую невесть куда женщину в белом платье и горящие глаза служителей культа вуду.
Итак, медсестра из Канады Бетси отправляется в Вест-Индию, чтобы стать сиделкой жены богатого плантатора, Джессики. Джессика страдает чем-то вроде сомнамбулизма – она живет, не приходя в сознание, и время от времени порывается пройтись по дому и окружающим его джунглям.
Этот фильм вряд ли можно отнести к категории ужасов – в наше время он вовсе не способен пугать. Удивление перед новой обстановкой и незнакомой культурой, которое испытывает героиня, гораздо сильнее ее страха. Вот, к примеру, один эпизод: во время ужина издалека доносится звук трубы и бой тамтамов – этой музыкой местное население призывает бога дождя. "Они просто поют и танцуют, а затем один из богов снисходит на землю и говорит устами одного из собравшихся", - объясняет плантатор. Ничего страшного, мол. Но почему они делают это в самое темное время суток? В другом эпизоде, около ресторана, карибский музыкант в песенной форме рассказывает о секретах семьи, в которую устроилась работать Бетси. Часто ли вам приходилось видеть, как человек переходит на пение, чтобы тайно предупредить кого-то о грозящей ему опасности? Из таких намеков на тревожность и состоит весь фильм Турнера. (Любопытно, к слову, что в этом эпизоде звучит знаменитая песня Shame And Scandal, которую впоследствии переиграли все музыканты, испытавшие влияние стиля "калипсо" – начиная с Питера Тоша и заканчивая Madness).
Читать далее

|
|
|
|
|
|