По словам Шахназарова, мысль экранизовать рассказ Чехова "Палата №6" пришла ему в голову на съемках Цареубийцы (1991), чье действие тоже проиходит в психиатрической клинике, новый врач которой сталкивается со странным пациентом. С другой стороны, весьма вероятно, что сценарий Цареубийцы писался постоянным соавтором Шахназарова Александром Бородянским под влиянием чеховского рассказа. Можно также вспомнить, что в 2004 г. "Палата №6" была перенесена на экран Кириллом Серебренниковым в весьма любопытном фильме Рагин, выведшем на передний план фигуру доктора Хоботова. В этом представителе материальной школы воплощено пугающее предзнаменования карательной психиатрии, впоследствии примененной тоталитарными режимами. К сожалению, из-за конфликта между режиссером и продюсером (а также исполнителем главной роли) Алексеем Гуськовым этот фильм не имел судьбы, которую заслуживал - как, впрочем, и Цареубийца, которому лучше было бы появиться на свет вслед за Покаянием.
Экранизация Шахназарова идейно и сюжетно менее радикальна, чем экранизация Серебренникова, но, в общем и целом, расставляет те же этические акценты. Главный прием, который использует режиссер - стилизация под репортажную съемку. В объектив камеры наряду с актерами попадают реальные больные со своими депрессивными монологами, что усиливает впечатление достоверности происходяшего. С другой стороны, чеховская речь, без изменений вставленная в уста вымышленных персонажей, походя сообщающих репортеру то, в чем они могли бы признаться иповеднику или следователю, производит неестественное впечатление.