|
|
|
Виктор Зацепин
Дневник чешской падшей (о фильме "Эротикон")
20 апреля 2009, 14-16
Эротикон
 Чешский режиссер Густав Махаты смотрел свой фильм Эротикон 500 раз, прежде чем принял окончательное решение о том, как он будет выглядеть в финальной версии. В Музее кино состоялся первый показ реконструированной версии легендарного чешского фильма. Эротикон Густава Махаты – высокое достижение чешского немого кино, пусть и не свободное от заимствований. Мелодрама, снятая по сюжету выдающегося чешского поэта Витеслава Незвала, в свое время шокировала зрителей откровенностью в показе отношений полов.
Махаты - выходец из аристократической семьи, он увлекся кино в юном возрасте и бросил все ради того, чтобы работать на съемочной площадке. Служил уборщиком, играл второстепенные роли, работал ассистентом режиссера (по непроверенным сведениям, даже у Штрогейма на Глупых женах), после чего поставил свои первые картины – Швейк на гражданке и Крейцерова соната. В поздние годы Махаты работал в Австрии и в США, даже написал сценарий к одному из фильмов Пабста – Это случилось 20 июля (1955, триллер о неудачной попытке покушения на Гитлера). По мнению чешских киноведов, сотрудничество с Пабстом - это единственная значительная удача в заокеанской карьере Махаты, а вершиной его искусства остаются снятые в Чехии фильмы - Эротикон, и еще более откровенный Экстаз с Хейди Ламарр. По словам Наума Клеймана, у вгиковцев его поколения эти фильмы пользовались таинственной славой – студенты знали о существовании этих фильмов в фондах, но также и понимали, что смотреть такое им никогда не разрешат. Тут даже не знаешь, чему больше удивляться – целомудрию того времени, или напротив, ханжеству.
Читать далее

|
|
|
|
|
|