| |
|
|
|
Ян Левченко
Невыносимое искусство (о фильме "Нью-Йорк, Нью-Йорк")
2 апреля 2009, 15-28
Нью-Йорк, Нью-Йорк
 Нью-Йорк, Нью-Йорк не имеет никакого отношения к фильму Мартина Скорсезе 1977 года, где в главных ролях снимались Лайза Минелли и Роберт де Ниро. Мюзикл Скорсезе назывался так и на языке оригинала, чего не скажешь о картине Чарли Кауфмана, в названии которой (Synecdoche, New York) ключевым является понятие "синекдоха", а не абсурдное в отрыве от него слово "Нью-Йорк". В нашем прокате это слово просто повторяется два раза – вот вам и перевод. Прокатчик не только испугался невежественного зрителя, которого должно оттолкнуть непонятное греческое слово, но и сам продемонстрировал полнейшее невежество, посчитав игру слов режиссерским чудачеством без смысла и цели. Поэтому далее в этом тексте название фильма будет калькироваться с английского...
Главного героя зовут Кейден Коттар. Он режиссер в небольшом, но крепком и, судя по всему, неплохо обеспеченном провинциальном театре. Звезд с неба не хватает. Ставит пошловатые, перегруженные декорациями спектакли, которые ничего не добавляют ни ему, ни его актерам, ни театру как таковому – разве что закрывают необходимую нишу в культурной жизни города со странным названием Синектеди. У Кейдена есть жена – несколько мужеподобная, предельно независимая и чрезвычайно богемная художница Адель. У них подрастает дочь Олива, тоже вся из себя нагруженная творчеством. То она рисует, то её рисуют ее, и так далее. Несмотря на подчеркнутые внешние недостатки актера Филиппа Сеймура Хоффмана (Ночи в стиле Буги, Большой Лебовски, Магнолия, Капоте и др.), его герой нравится женщинам. По нему сохнет билетерша в театре, потом выясняется, что и ведущая актриса. Его же усиленно мучают комплексы, преувеличенные неудачи и бесконечные болезни, в основном психосоматического свойства. Жена в итоге сбегает с подружкой-лесбиянкой в Берлин – ну, куда ж еще податься, раз такое дело! Там она становится преуспевающей художницей, дает интервью глянцевой прессе, ее подруга превращает увезенную дочь в собственный художественный проект, короче, наступает мрак и ужас постмодернизма. И тут Кейден, впадающий в растительное существование, внезапно получает премию Макартуров. Не грант, на который подают заявку, а именно премию. В Америке ее называют "премией гениев", она дается за выдающиеся заслуги на ниве искусства и культуры. Для Кейдена это аванс Бога, сыгравшего в кости.
Читать далее

|
|
|
|
|
|