|
|
|
Виктор Матизен
"Россия 88" Павла Бардина
20 марта 2009, 17-31
Россия 88
 Первый фильм о российских фашистах снят в жанре mocumentary. Это слово, сочетающее mock (подделка) и documentary, было пущено в оборот в середине 80-х Робом Райнером, автором игрового фильма Это - Spinal Tap, который был выпущен на экраны как документальный. Наиболее известным образцом жанра является Ведьма из Блэр, которая при бюджете $30 000 благодаря умелой раскрутке собрала в прокате $250 000 000, т.е. в тысячи раз больше, поставив мировой рекорд окупаемости. На русский язык mocumentary лучше всего перевести словом "псевдокументалистика". Первым российским опытом в указанном направлении является сделанная почти одновременно с фильмом Райнера короткометражка братьев Алейниковых М.Е. (Монструм Экзоссе) о неких существах (на самом деле - пластмассовых детальках), захватывающих Землю. Псевдокументальное повествование используется также в фильме Сергея Дебижева и Сергея Курехина Два капитана-2 (1993). Самым титулованным отечественным произведением в этом роде являются Первые на Луне Алексея Федорченко (1995), где речь идет о запуске советского космонавта на Луну в 30-е годы ХХ века.
В России 88 использован тот же прием, что в Ведьме из Блэр (по словам Бардина, он позаимствовал его из какого-то бельгийского фильма). Фильм якобы снят на видеокамеру персонажем самого фильма, который время от времени появляется перед собственной камерой. Это щуплый еврей по имени Эдик (Михаил Поляков), изживающий комплекс неполноценности в банде скинхедов, что роднит его с героем "Фанатика" Генри Бина. Точнее, персонаж Фанатика как бы раздвоился – закомплексованную его часть представляет Эдик, а часть фанатическую – крутой парень по кличке "Штык" (Петр Федоров). Словом, в России 88 мы имеем дело отнюдь не с диким творчеством, а с весьма культурным произведением.
Читать далее

|
|
|
|
|
|