
Природа интереса к азиатскому кино в целом довольно любопытна, ведь происходящее в кадре зачастую трудно поддаётся пониманию зрителя из другой ценностной системы координат. Жизнь обыденных людей Востока европейскому зрителю не намного ближе быта инопланетян, оценить достоверность передачи эмоций крайне затруднительно, смысл сюжетных метаморфоз зачастую сокрыт в богатом и непрозрачном символизме малознакомой культуры с тысячелетней историей. Достаточно поинтересоваться составом ежегодно награждаемых фильмов академиями и фестивалями любой развитой восточной кинодержавы (Индия, Япония, Гонконг) и сравнить его с теми персоналиями и фильмами, которыми отборщики европейских и американских смотров стараются разить наповал свою целевую аудиторию, и становится ясно - понять проблематику этого кино в том виде, в каком она задумана создателями, для нас крайне затруднительно. Тематика любой сложности по умолчанию оказывается непостижима для сторонних наблюдателей примерно в той же степени, в которой нетранслируемая прелесть восклицания "Лю-у-удк! А-а, Людк!" из фильма Любовь и голуби очевидна любому жителю постсоветского пространства. Пристроить шкалу, чтобы хоть как-то оценить достоинства, оказывается не к чему.
Отторгать непривычные подходы отражения бытия так же легко, как неоправданно восторгаться смелостью и находчивостью местных кинематографистов. В осознании увиденных обрывков чужого мира приходится цепляться за знакомые ориентиры, самыми надёжными оказываются границы собственного понимания. В результате налицо появилась устойчивая тенденция в отборе доступной европеоиду тематики, восточное кино в последнее время частенько предстаёт перед нашими глазами в виде "азиатского экстрима". Самобытность национального характера, конечно, любопытна и сама по себе, но зритель легче цепляется взглядом и умом за лёгкую на подъём азиатскую брутальность и радикальную сексуальную раскрепощённость (или скованность, в зависимости от местной цензурной политики), то есть за то, что трогает любого и сразу непосредственно на животном уровне восприятия. Другой популярный путь на международный рынок - кино, которое изначально заточено под воздействие на привычные рецепторы западного зрителя.
Читать далее