| |
|
|
|
Алексей Гуськов
Песни с третьего этажа
29 мая 2008, 16-33
Ты, живущий!
 Рой Андерссон - фигура достаточно необычная. В молодости собирался быть и писателем, и художником, а в кино пришел, по его собственному признанию, под влиянием советского кинематографа конца пятидесятых, начала шестидесятых. В течение первого этапа своей карьеры постановщика Андерссон придерживался в кино реализма и в избранном подходе успел снять всего два полнометражных фильма. Последний, Гилиап, вышел в 1975 году. Его провал надолго оттолкнул режиссера от кино, Андерссон ушел в коммерческую рекламу, где обрел свой новый стиль - комические рассказы о маленьких, незначительных, но таких узнаваемых людях из окна напротив. И именно их он привел с собой в кино, в 2000 году поставив "Песни со второго этажа" - набор ироничных скетчей о человеческих слабостях и желаниях, слабо связанных сюжетом и объединенных разве что по-шведски лаконичной абсурдностью каждого эпизода. Новый фильм Андерссона Ты, живущий!, из-за проблем с финансированием находившийся в производстве четыре года, это, по сути - Песни со второго этажа, часть вторая.
Читать далее

 
Хоть я еще не смотрел "Ты, живущий", но видел фрагменты из него, могу сказать, что рецензент зря упрекнул Андерссона в якобы неудачной трагикомичности. Насколько я помня по "Песням со второго этажа", ни я ни кто либо из моих знакомых даже не улыбнулись, смотря этот фильм. Апокалиптическая, абсурдистская жуть вызывает смешанные чувства, гротеск на грани пародии, черный юмор - вне всякого сомнения присутствует. Но не смешно. Смотреть страшно. Смысловое ядро "Песен..." - десакрализация жизненного пространства Европы вообще и европейца в частности. Пепельные, подернутые мертвецкой бледностью лица персонажей - это кардиограмма душевной жизни современного европейца, которая готова вот-вот распрямится. Это постхристианский мир, где Христос воспринимается только как человек, а крест как ноу-хау новой потребительской моды. Десакрализация мира, полная религиозная индифферентность делает персонажей безащитными перед злом, которое обступает их со всех сторон: в виде призраков мертвых, в виде возрождения моды на языческие жертвоприношения, в виде бессмысленной жестокости случайных прохожих. Смысл фильма Андерссона сконцентрирован в финале: Калле произносит монолог о том, что нужно человеку, держа в руке крест, в это время его обступают призраки. Но он не понимает что в руке он держит оружие против зла. "Ты, живущий" - продолжает тему бесмысленности жизни мира, утратившего веру. Андерссон - единственный, кто оказался способен продолжить дело Бергмана и возобновить расуждение о вере и неверии в современном кино.
Андерссон - единственный, кто оказался способен продолжить дело Бергмана и возобновить расуждение о вере и неверии в современном кино.
непонятно, почему единственный
Я тоже думаю, что эта тема не исчерпается никогда, ну разве что после 2-го пришествия. Вот , например, последний фильм Рейгадаса тоже вполне в бергмановских традициях.
Я понимаю, что чувак пришел в рекламу из кино, а не наоборот, но, может, лучше дальше клипы фигачить, а? Я смотрел Песни со второго этажа на каком-то лохматом мэмэкафе, я тогда был молод и фильм произвел на меня просто ошеломлющее впечталение, я словно столкнулся с каким-то новым, неосвоенным миром. Сейчас Песни со второго этажа 2 производят впечатление просто гнусное. Как социальная реклама эти ролики, может, и работают, они бы нормально смотрелись, если бы их показывали где-нибудь в метро, в супер-маркетах, в очередях к психоаналитику или в курилке суда. Но не в кинозале, куда нас отчаянно зазывали почти все прогрессивные кинокритики планеты.
то есть тогда ты это понимал, а сейчас нет?
Последнее редактирование от Zoidberg : 2008-06-15 01:48:10.
Я видел Песни со второго этажа фильм, когда еще в школе учился, на тот момент я просто не понимал, что кино может быть, проповедью, манифестом, иповедью или балаганом, это был взгляд неофита, не знакомого с возможностями кинокамеры выворачивать нашу душу наизнанку. Второй фильм я глядел, ожидая высказывания, ожидая чуда, зная по Дрейеру, Бергману или там фон Триру, что-такое кино, размышляющее об отношениях человека и Бога. А мне показали социальную рекламу в духе Позвоните родителям, снятую пусть без пошлости, но и без чуда. Такой вот диссонанс.
а я слишком сильно начитался прессы, но в целом не знаю, почему так все прутся
лично на меня этот фильм произвел странное впечатление. это скорее не на Бергмана похоже, а на умонастроение господина Юло - интерес без сострадания
у меня тоже любопытство к персонажам есть, а вот сочувствия они не вызывают - не знаю, что хотел сказать режиссер, может, это просто сдвиги в моем мировоззрении
|
|
|
|
|
|