|
|
|
|
2 июня 2011
Иван Чувиляев
 Год назад автор Последнего короля Шотландии Кевин Макдональд вместе с Ридли Скоттом предложили всем жителям Земли снять на видео один день своей жизни – 24 июля 2010 года - и выложить получившиеся ролики на Youtube. А сами, в итоге, смонтировали из этих четырех с половиной тысяч часов видеодневников полуторачасовой фильм.
Главное в фильме то, как отобран материал. Макдональд и Скотт компонуют видеоотрывки по принципу "флаг с флагом, колбаса с колбасой", и в результате получаются почти годфриреджиовские поэмы про самое главное. В объектив камеры попадает весь спектр возможных эмоций и переживаний человека. Есть рождение нового существа (ребенка в русском роддоме, жирафа в зоопарке, цыпленка); есть любовь – от созерцания красотки в ночном метро до свадьбы на Диком Западе с поющим двойником Элвиса; есть страх во всех видах – от детского, почти смешного, до вполне серьезного ужаса мужа больной раком перед надвигающейся трагедией.
Вообще, конечно, в рассказе об этом эпосе про жизнь планеты сравнений с трилогией Годфри Реджио не избежать – как, наверное, любому эпическому полотну планетарного масштаба. Кроме того, Макдональд проявляет вежливый интерес к колоритному Востоку и не оставляет без внимания обитателей индийских трущоб – и это уж вовсе попахивает эпигонством. Но отличие здесь одно и ключевое, оно же – главный козырь. В отличие от мизантропа Реджио, который все изначально понимает как архитектуру и для которого разницы между человеческим лицом и какими-нибудь капищами нет, для Макдональда человек – венец творения и единственное, за чем имеет смысл следить. Его интересуют не восходы-закаты-движения толпы, а именно жизнь людей, пусть иногда, для разнообразия и масштаба, и разбавленная сценками а-ля "Энимал Плэнет".
Наконец, здесь безусловно есть драматургия, а значит - все это не чистое любование и эксперимент, а вполне цельное высказывание. Пусть и весьма абстрактное и отвлеченное. Ключевые слова Жизни: масштаб и перспектива. Особенно заметно это в кульминации фильма – главном событии дня, которое не могло не попасть в объектив и о котором Макдональд со Скоттом не могли знать заранее – давке на Love Parade, в которой погибло 18 человек. Эти события выглядят здесь совсем не как в выпусках новостей. Трагедия существует не в вакууме и не в информационном потоке, а в контексте всей гаммы человеческих эмоций. С ней Макдональд стыкует рыдающих по разным поводам обывателей, негра с разбитой головой, полыхающие деревни. В этом и есть весь смысл затеи – не показывать жизнь, как она есть, не восхищаться красотой природы, а придать им перспективу и изменить масштаб. Назовите это хоть гуманизмом, но именно такова задача режиссеров – показать людям, что они не одни на Земле. Что рядом с мучениями мужа больной раком женщины есть восемнадцать погибших на Лав Параде в Берлине. И в этом же заключается ключевое отличие Жизни от медитативности Реджио. Жизнь, конечно, отнюдь не всегда прекрасна, но если и есть в ней хоть какой-то смысл, то он в понимании того, что люди не одни на белом свете. И хотя бы за подобный несвоевременный идеализм и романтизм Макдональду надо крепко пожать руку. Даже не взирая на то, что он не может отказать себе в соблазне вывести в финале героя-морализатора, а завершить фильм монологом девушки, жалующейся, что за весь день с ней ничего не произошло и снимать ей было попросту нечего, так что жизнь ее бессмысленная и скучная. "Но я хочу, чтобы люди знали, что я здесь". Собственно, в этой фразе и содержится весь смысл фильма.
|
|
|