Если и есть на свете несколько живых режиссеров, достойных автобиографии или просто жизнеописания, то Иоселиани точно войдет в их число. Причина, конечно, не в каком-то особенно извилистом или, тем более, полном удивительных приключений жизненном пути (если не считать таковыми эмиграцию). Дело только в том, что
Иоселиани — тот редкий случай, когда собственно фильмы неотличимы от своего создателя. Производимый ими эффект получается вовсе не полифонический, хотя персонажей всегда много – фильмы похожи на монолог от первого лица. И пусть сам Иоселиани отпирается и уверяет, что в
Шантрапе нет ничего автобиографического, так или иначе этот фильм именно про него.
Главный герой
Шантрапы Нико, может быть, и не альтер-эго Иоселиани, но однозначно его герой. Он одной крови со всеми певчими дроздами, дегустирующими молодое вино бездельниками и прочей, с позволения сказать, шантрапой. Это тот случай, когда картина существует только в контексте остальной фильмографии режиссера — и подводит ей итог.
Шантрапа - очередной "последний фильм" (как и
Кочегар, и
Туринская лошадь, и все-все-все). Она производит впечатление если не завещания (Боже упаси), то решительного объяснения со зрителем, расставляющего все точки над i в отношениях режиссера и с публикой, и с самим собой. Точки над i и в самом деле расставляются: весь кинематограф Иоселиани, вся легкость, все то, что было принято считать его почерком — о нем самом. Про него вся его фильмография, а не только
Листопад и
Жил певчий дрозд. Отличие
Шантрапы от них (помимо ряда формальностей) в том, что общепринятые элементы иоселианиевского стиля — меланхоличность, неспешность, специфический юмор, невероятная легкость фильма, словно он соткан из воздуха — здесь обретают формат прямого высказывания, а то и исповеди.