|
|
|
|
11 марта 2011
Иван Чувиляев
 В антиутопической Британии второй половины двадцатого века наука совершила огромный рывок: средняя продолжительность жизни человека увеличилась до ста лет за счет развития трансплантологии. Развитие же заключалось, по сути, только в одном: отдельных людей стали выращивать специально для того, чтобы потом "разобрать на запчасти". Ну, то есть на органы. Вживлять их больным и таким образом продлевать жизнь.
На этом фантастичность сюжета фильма Марка Романека Не отпускай меня исчерпывается. Снятую по номинировавшемуся в 2005 году на Букеровскую премию роману британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро картину при всем желании ни к фантастике, ни даже к антиутопии приписать невозможно. Если с фантастикой все уже ясно, то с антиутопией сложнее, ведь есть потенциал рассказать историю про несчастных аутсайдеров, обреченных умереть во имя продолжения жизни высшей расы. Но этого в фильме нет, путь выбран совсем другой.
Главными героями здесь выступают как раз троица таких вот выращенных на органы милых молодых людей: Кэти ( Кэри Маллиган), Томми ( Эндрю Гарфилд) и Рут ( Кира Найтли). Отношения между ними вовсе не обусловлены тем, что ребята, как повторяют на все лады разные персонажи, не доживут до тридцати лет, потому что куда раньше им вырежут почки - отношения эти чисто мелодраматические. И развиваются сугубо по законам жанра. Сначала — первые полчаса — детки взрослеют в буколических пейзажах закрытой школы, наливаются румянцем, смущенно дарят друг другу то кассеты с записями чернокожих певиц, то первые поцелуи. А строгая Шарлотта Рэмплинг грозит им: дескать, берегите здоровье, не курите и не пейте, а то кому ваша циррозная печень будет нужна! Одним словом, зарождаются светлые чувства, с позволения сказать. Потом, естественно, приходит вселенская скорбь, вызванная любовным треугольником — дескать, я люблю его с десяти лет, но никому об этом не скажу и светлое чувство пронесу до последнего момента, когда мне или ему вырежут последнее, что можно вообще вырезать. Ну и, наконец, наступает зрелость чувств: всем все вырезали, все горюют и на смертном одре признаются друг другу в любви.
На каком бы фоне подобный сюжет не развивался — хоть посреди захваченной киборгами планеты, хоть в мире, населенном инфузориями-туфельками — он всегда остается собой, доведенной до пошлости историей Тристана и Изольды, сотни раз повторенной и оттого окончательно умершей легендой про Элоизу и Абелляра. Одним словом, простой как дважды два мелодрамой, только лишь заостренной тем, что герои помрут быстрее нас с вами. Фатальность персонажей можно отнести к законам мелодрамы — и какая, в общем, разница, какого эта фатальность рода: архаические, много раз использованные в сюжетах мелодрам чахотка с чумой, или новенькое, с иголочки, кромсание бренного тела.
Если и можно найти аналог Не отпускай меня в ближайшем кинематографическом ландшафте, то это, как ни странно, Сумерки. Хотя, что здесь странного? Ровно тот же прием превращения чего угодно в слезливую и приторную мелодраму. Даже у вшей есть чувства — что уж говорить про розовощеких милашек-вампиров, созданных, чтобы украшать дневники школьниц, то же относится и к выращенным в пробирке и обреченным на смерть ровно таких же милых пупсиков. У Не отпускай меня общего с антиутопией, заявленной в сюжете, ровно столько же, сколько у Сумерок - со, скажем, Дракулой. Роднит первоисточник с позднейшим воплощением в мелодраматическом ключе разве что что форма. Да и та легким движением руки превращается в мертвую материю, забронзовевшую и потерявшую всякое содержание, чтобы оставить от истории про вампира или жестокий гибнущий мир только красивое облачение. А единственное, что в данной ситуации требуется от режиссера - эту форму залакировать. Уж что-что, а это клипмейкер Романек умеет и из предложенного материала охотно и вполне ловко конструирует чучело. Такое же мертвое, как те розовощекие детишки, выращенные на заклание во имя вечной молодости человечества.
Трейлер фильма , реж. Марк Романек
|
|
|