
Король говорит - чистый образец традиционного английского кино: с четкой драматургией, отличными актерами, тактичной режиссурой и достойным месседжем. Все его персонажи, начиная с короля Георга V и кончая логопедом Лайонелом Логом (почти Логосом) – исторические лица, а коллизия в общих чертах соответствует действительности. Средний сын Георга принц Альберт с детства страдал заиканием, которое не очень мешало ему в частной жизни, но стало серьезной проблемой, когда ему потребовалось выполнять общественные функции, в частности, выступать с речами.
Фильм, собственно, и начинается с драматической сцены, в которой принц (Колин Ферт) мучительно пытается начать выступление, но не может выговорить ни слова. Эта лаконичная завязка, фиксирующая проблемную ситуацию, сменяется эпизодом, в котором жена (Хелена Бонэм Картер) приводит принца к логопеду (Джеффри Раш). Диспозиция такова, что сама собой вызывает конфликт: встречаются не только доктор/учитель и пациент/ученик, но также плебей и аристократ, причем оба с характерами, оба самолюбивы, каждый смотрит на другого свысока и не упускает случая подчеркнуть свое превосходство. Актеры выбраны в точном соответствии с двумя амплуа, угадываемыми за этой расстановкой: благородный герой-любовник Ферт и его комический наперсник Раш играют своих героев с полным пониманием жанра предложенной им пьесы и с тем же блеском, с каким могли бы сыграть Дон Жуана и Лепорелло, Дон Кихота и Санчо Пансу, а то и Шерлока Холмса с доктором Ватсоном. И – довольно редкий по нынешним временам случай – голоса обоих актеров отлично дублированы на русский язык.
Коллизия развивается как поединок: принц, он же будущий король Георг VI и его врач сталкиваются и расходятся, ссорятся и мирятся, чтобы в кульминационный момент окончательно сблизиться. Параллельно логопедическому и отчасти психоаналитическому действию (причины заикания, естественно, коренятся в детстве принца) идет действие монархическое - нас знакомят с престолонаследником принцем Эдуардом и его пассией-американкой, ради брака с которой он вскоре отречется от трона, унаследованного после смерти отца, и оставит его Альберту.
Глобальный фон вводится ненавязчиво, но совершенно недвусмысленно: Европе угрожает нацизм, возглавляемый, так сказать, "заикой наоборот" - фанатичным оратором, извергающим зажигательные речи, и ему необходимо противопоставить другой, не менее авторитетный голос – спокойный, непоколебимый и воодушевляющий. Чтобы обрести его, Георг смиряет гордыню, преодолевает себя и вместе с доктором Логом готовит важнейшую речь своей жизни – выступление по радио о начале войны с Германией и предстоящей тяжелой борьбе. И это обращение к нации, за которым стоят личный труд и личное мужество, достигает цели – вызывает душевный подъем у миллионов граждан Британского союза, а также у миллионов зрителей, сидящих перед экранами в разных странах мира.