|
|
|
|
11 февраля 2011
Алексей Гуськов
 Кто-то большой и некто маленький, подавляя взаимную неприязнь, идут вместе в очистительное и познавательное путешествие. В пути герои не только обязательно сблизятся, закалив характеры в совместной борьбе, но и напомнят зрителям, что есть жизненные ценности. Чтобы было веселее, еще несдружившейся парочке сценаристы дежурно выдают сопровождающего комического персонажа, слегка придурковатого, но доброго и надежного. Стандартный такой сюжет диснеевского мультфильма.
Большой – это Забияка Когберн (феерический Джефф Бриджес), неуправляемый как бы служитель закона, одинокий, стареющий, но угрожающе монументальный одноглазый циник, который затрудняется объяснить на суде зачем и в каких конкретно количествах он убивает беглых преступников. Для него это несущественные детали. Существенные детали: виски и награда за поимку.
Маленький – это Мэтти Росс, умненькая твердохарактерная 13-летняя девочка (её играет твердохарактерная 13-летняя девочка), которой нужно срочно, не уведомляя маму, отомстить за только что убитого папу. Для этого ей подходит только Забияка, ведь от него живым почему-то никто не уходит. По сюжету девочке не полагается ни носить, ни машинально поправлять очки на переносице. Зря.
Придурковатый – это расфуфыренный техасский рейнджер ЛаБиф (Мэтт Дэймон, в точности его роль), бряцающий шпорами объект постоянных насмешек Большого, Маленького и любого встречного. Вечная жертва, болтливый Кенни. Формально заинтересован в деньгах и славе.
Если кого-то вдруг смущает в завязке мертвый папа и необходимость отомстить за него кровью – это ничего. История игрушек 3, стоящая с Железной хваткой в одной очереди за высшей наградой Американской киноакадемии, вообще живописует детсад-концлагерь, а позже - пусть игрушечий, но настоящий ад, достойный пера Данте. Беззубый фильм Король говорит! – еще один претендент на звание лучшего фильма - со всеми своими стыдливыми ругательствами оказывается куда более детским кино, чем История игрушек. А Железная хватка воспринимается самой мультяшной картиной из перечисленных – Disney хотя бы до того заездил излюбленный сюжетный канон, что волей-неволей оказался вынужден от него отступить.
Американская критика неизбежно сравнивает фильм Коэнов с Железной хваткой 1969 года, где Забияку Когберна играл Джон Уэйн. Вопрос взаимоотношений между двумя экранизациями не кажется столь насущным в наших краях, поэтому закроем его оперативно: Коэны не переснимали фильм, они заново экранизировали книгу-первоисточник, и дух книги за коэновскими шутками сохранился лучше, чем за позерством уэйновского бенефиса.
"Железная хватка" Чарльза Портиса – лаконичная, суховатая литература, без речевых и описательных прикрас рассказывающая о нравах, царивших в США конца XIX века. Книга, как раз к выходу фильма, была издана на русском языке, вы можете прямо здесь познакомиться с её характерным фрагментом. На мультик она не похожа. При том Коэны достаточно бережно перенесли на экран и сюжет, и яркие диалоги. Главное нововведение – обилие юмора, не подразумеваемого в книге в такой концентрации.
Юмор Железной хватки далеко не всегда построен на произносимых репликах, он в основном сыгран, и в нем удивительно мало фирменно коэновского. Культурный актер Джефф Бриджес как влитой встает в своего немытого, грубого и яростного аватара, комическое напряжение между его человеконенавистническим образом и простодушным героем Мэтта Дэймона возникает как бы само собой. Оба с удовольствием валяют дурака.
Железную хватку из-за жесткой сюжетной завязки поначалу хочется встроить в ряд коэновских картин, с любопытством стороннего наблюдателя вскрывающих неглубоко прикопанную дикость провинциального населения США, вслед за Просто кровь, Фарго или Старикам здесь не место. Тем более, что все эти фильмы – в чем-то вестерны. Но на деле у них мало общего. В первую очередь потому, что Железная хватка ничего не вскрывает.
Фильмы Коэнов часто раздражают. Что уж говорить, если и завзятые фанаты редко способны полюбить всю фильмографию братьев "насквозь". Сатира - тяжелый жанр, даже случайное попадание по касательной для кого-то неизбежно оказывается болезненным. Но больше сатиры нет. Никогда еще коэновский фильм не хотелось сравнивать с легким ветерком. Железная хватка – незамутненный комедийный вестерн, потешный аттракцион для всех – от мала до велика.
Некоторое авторское благородство ему придает только операторская работа Роджера Диккинса. Строгая красота кадра – единственное, что по-настоящему роднит Хватку с предшествующими коэновскими недовестернами.
Публике закономерно нравится. Фильмы Коэнов никогда еще не зарабатывали так много денег, суммы сборов впервые позволяют конкурировать с хорошим диснеевским мультфильмом. И даже немного жаль, что братья так хорошо подбирают актеров и столь очевидно небезразличны к красивому кадру – не видать нам их настоящего мультипликационного дебюта.
|
|
|