Цитатность и использование такого образного вторсырья — вполне узнаваемый почерк Аронофски. Его фильмы всегда были мелодраматичными и давили слезу, он на полном серьезе пытался, пользуясь совершенно примитивным инструментарием, по тонкости схожим с молотком и клещами, изваять что-то утонченное и глубокое. А с определенного момента и вовсе стал сочетать этот нехитрый скарб с кокетливыми приемами вроде дрожащей камеры, избегающей крупных планов (см.
Рестлер). И со времен
Реквиема по мечте ему это даже удавалось, хотя Аронофски сложно назвать режиссером-интеллектуалом. Скорее, он всегда был создателем мелодрам для тех, кого
Ноттинг-Хилл не устраивает. Одним словом, дело в том, что до сих пор Аронофски удавалось лепить из примитивного материала эдакое arte povera — монтировать из всех этих ампутированных рук и наркоманов в позах эмбрионов, рестлеров с инфарктами и прочих отходов кинопроизводства нечто удобоваримое. В
Черном лебеде случился прокол: ассамбляж не складывается, остается только нехитрый интрументарий, больше ничего нет.
Происходит это просто-напросто по причине ужасающего и неблагодарного материала: ничего пошлее, чем история сходящей с ума балерины, придумать невозможно. Правда, и пошлость до поры до времени была Аронофски на руку: разве рестлеры с их блестками не пошлые? И поэтому
Лебедь - вполне симметричный ответ предшествующему фильму: там была мужская пошлость и избитость, здесь женская. Там условно печальная история про дяденьку, тут про тетеньку. Дяденька, соответственно, улетает, как ему и положено, тетенька сходит с ума. Здесь же Аронофски подводит именно фактура — эта пошлость не его, она ему не поддается. Да и вообще какой фильм про балет не снимай — выйдет даже не пародия на
Суспирию, а советско-японский застойный фильм по сценарию Эдварда Радзинского
Москва, любовь моя (про японку, приехавшую танцевать в Большой театр и умирающую от лейкемии). Тут и кровавые пальчики, и битые стекла в пуантах, и барби-комнатки и фарфоровые балеринки с отломанными ножками. Не говоря уже о мутации героини в пернатое — с заломанными коленками, перепончатыми лапками и перьями, за которые Аронофски вовсе, не будь он собой, полагалось бы особо жаркое местечко в аду. Тут не во вкусе даже дело, а в том, что режиссер снимает кино про особую профессиональную сферу, не стараясь вникнуть в подробности. И основываясь только на мифах. Это как, желая изобразить НИИ, надеть на всех очки и белые халаты и заставить шепотом произносить абсурдные тексты, а снимая школу ограничиться бегающими дети по коридорам детьми и страстями, кипящими в учительской. И тут дело не в
Девяти днях одного года и не в
Доживем до понедельника - просто штампы и все тут.