|  | 
	
		|  |  
		| 
				
					| 
 20 марта 2010 Ольга Надольская					
												 
 
						 Советский мем "добровольно-принудительно", использованный российскими прокатчиками при переводе названия второй полнометражной картины шведа Рубена Остлунда, на удивление адекватно передает ее смысл. Фильм, состоящий из пяти сюжетно не связанных между собой эпизодов, поднимает проблему ограниченности свободы выбора в условиях общества.
 Водитель рейсового автобуса, обнаружив в туалете сломанный карниз для занавесок, объявляет, что не поедет дальше, пока не найдет среди пассажиров виновного. Время идет, но немолодая актриса средней руки не находит сил признаться в содеянном. Выбор героини в данной ситуации можно обозначить как добровольно-принудительный: решение отмалчиваться до последнего было принято ею самостоятельно, и в то же время определено предсказуемо негативной реакцией на происшествие со стороны остальных пассажиров.
 
 В другом эпизоде фильма мужская компания отправляется на отдых за город. Молодой человек пытается соблазнить своего приятеля, которому становится все сложнее отбиваться от настойчивых ухаживаний. Он звонит жене с просьбой приехать за ним, но в последний момент решает остаться, движимый не вполне осознаваемым им чувством некой мужской солидарности. Речь вновь идет о социально обусловленном, социально ожидаемом выборе.
 Еще один сюжет: в ходе семейного торжества искра от фейерверка попадает в глаз пожилому юбиляру. Он отказывается от медицинской помощи и, как ни в чем не бывало, продолжает развлекать гостей. "Мне хотелось показать, что группа — это нечто довлеющее, то, что, независимо от его воли и независимо от сложившихся обстоятельств, заставляет человека вести себя определенным, привычным и предсказуемым образом", – говорит Рубен Остлунд.
 
 Представленные в фильме конфликтные ситуации как будто выхвачены из реальной жизни,  однако вне контекста они выглядят куда более выпукло и значительно. Остлунд словно рассматривает узнаваемые паттерны реальности через увеличительное стекло. При этом мухи не превращаются в слонов, как у другого шведа, Роя Андерссона, и остаются пусть и большими, но все же мухами. Наблюдать за последними, сидя в кресле кинозала, не только не слишком увлекательно, но и неловко.
 
 Чувство неловкости за происходящее на экране призваны усилить игра непрофессиональных исполнителей и манера съемки. Единственная задействованная в фильме актриса Мария Лундквист играет… ту самую актрису. Камере в свою очередь отводится роль пассивного наблюдателя за происходящим, часто находящегося в не самом удобном для наблюдения месте. Отсюда – узкие ракурсы, когда в кадр попадают только ноги и затылки участников диалога или  их отражения в стеклянных и зеркальных поверхностях. Один из эпизодов снят камерой, установленной непосредственно в багажном отделении автобуса. Ближе ко второй части фильма казавшийся поначалу занимательным технический прием уже набивает оскомину, как и весь этот социально-психологический эксперимент, разложенный Остлундом на азбучные составляющие.
 Трейлер фильма "Добровольно-принудительно", реж. Рубен Остлунд |  |  |