|
|
|
|
5 октября 2009
Виктор Зацепин
 В фильме Джека Кардиффа Мутации (1974) Дональд Плезенс сыграл довольно типичную для себя роль – ученого-маньяка, решившегося на сенсационный эксперимент. Увлеченный идеями генетики, персонаж Плезенса считает, что возможно создать улучшенную расу людей – скрестив их с растениями. Созданные профессором "новые люди" могли бы брать питание прямо от солнца, вырабатывая хлорофилл, как обычные растения – таким образом, в значительной степени была бы решена глобальная проблема питания.
Материал для научных опытов – это, конечно, слушатели курсов профессора. Их похищает сторож из цирка уродов, раскинувшегося на холмах неподалеку. Сторож (его роль исполняет знаменитый по сериалу Доктор Кто Том Бейкер) считает, что ботанические эксперименты на следующей стадии помогут ему избавиться от лица человека-слона. Остальные участники цирка – бородатая женщина, человек-булавка, женщина со змеиной кожей и целый набор карликов – тоже милые и симпатичные люди. Все это великолепие перемежается скоростной съемкой пробивающихся через почву растений.
Конечно, сюжет фильма пронизан глубоким лиризмом. За всем этим бредом стоят обычные человеческие чувства – раздражение профессора по отношению к студентам, не интересующимся наукой. Равнодушие студентов к науке. Желание урода-сторожа быть привлекательным. Его нежелание образовать общность вместе с другими уродами. Наконец, более чем правдоподобный страх студентов перед тем, что твой партнер превратится в дерево.
Ботаник занят напряженным научным поиском, и его эксперименты выглядят многообещающими – например, при помощи облучателя он может превратить апельсин в камень и обратно в апельсин. Тихий энтузиазм героя Дональда Плезенса вызывает однозначную симпатию – в то время как студенты выглядят статистами, его персонаж беззаветно предан исследованиям и робко ищет того, кто оценит их масштаб и значение для человечества. Но последствия экспериментов сложно просчитать даже безумному гению. Человек-капуста, полученный в результате синтеза, на одном хлорофилле жить не может и поэтому поглощает всех, кто встречается ему на пути. Пощадит он только свою девушку, которая после встречи с ним надолго сляжет. А наука не пощадит никого.
Мутации - последняя художественная постановка Джека Кардиффа, великого английского оператора, который так и не смог стать большим режиссером. Странное скрещение сюжетов Острова Доктора Моро и Уродов Браунинга – которое так и осталось бы взбалмошной фантастикой, если бы не персонаж Плезенса, поднимающий этот фильм до уровня настоящей драмы. Это не пародия, высмеивающая мегаломанию ученых и их желание изменить мир (к худшему?), а фильм об одиночестве, которое можно разделить только с гигантским плотоядным растением.
В 1978 году Плезенс станет иконой кино в Хеллоуине, сыграв роль доктора Лумиса – охотника на Майкла Майерса. За этим последует череда похожих ролей – доктора слегка не в себе, психиатры, которых не слушаются пациенты, и даже сам Виктор Франкенштейн в ультранеудачной комедии Прабабушка Франкенштейна. Но одной из лучших ролей Плезенса, на мой взгляд, является его актерская работа в Ночи генералов Анатоля Литвака - замкнутый и спокойный генерал Каленберг, взятый в оборот внутренним расследованием СС. Играя таких персонажей, Плезенс, кажется, играл сам себя.
|
|
|