|
|
|
|
10 сентября 2009
Иван Денисов
ПОДСТАВА ( THE SET-UP), 1949
Режиссёр – Роберт Уайз
Сценарий – Арт Кон
Оператор – Милтон Краснер
Художники – Элберт Д' Агостино, Джек Оуки, Даррелл Силвера, Джеймс Олтвис
Монтаж – Роланд Гросс
В главных ролях – Роберт Райан, Одри Тоттер, Джордж Тобиас, Элан Бакстер, Уоллес Форд
Подстава демонстрирует нам всю неприглядность профессионального спорта вообще, и профессионального бокса в частности. Это мир, где правят преступность, зрительская жаждаф острых ощущений, и где индивидуальность спортсменов разрушается даже быстрее, чем иллюзии о славе и успехе. Мир, далёкий от сахарных историй о пути к популярности с ожидающими в конце многомиллионными гонорарами и гламурными красотками настолько же, насколько фильмы Догмы далеки от искусства кино.
Не особенно удачливый и уже не слишком юный боксёр Стокер (Райан) готовится к очередному бою. Менеджер Стокера настолько привык к поражениям своего клиента, что договаривается с гангстерами о сдаче боя, даже не сообщив об этом боксёру. Однако Стокер, который из последних сил пытается сохранить профессиональную гордость и спасти разваливающиеся отношения с женой, выходит на ринг с твёрдым намерением победить. И его не остановят даже запоздалое признание менеджера и перспектива встретиться с недовольными бандитами после боя.
 Фильм Уайза, разумеется, выдающийся. Его влияние очевидно, например, в таких лентах, как Разъярённый бык Мартина Скорсезе и Криминальное чтиво Квентина Тарантино. Режиссёр смог создать шедевр спортивного кино, шедевр "нуара", да и мирового киноискусства. Максимальная правдоподобность в показе реалий профессионального бокса, не замутнённая мелодраматизмом или декларативностью, например, фильмов Марка Робсона (Чемпион, Тем тяжелее будет падение) даёт зрителю прочувствовать чувства и эмоции опустошенных спортсменов, которые один за другим выходят на потеху публики. Публики, не интересующейся ничем, кроме эффектного избиения слабейшего и готовой поддержать любого, если этот любой близок к победе. Но Уайз отказывается и от однозначно мрачного и унылого подхода. Вы можете презирать ломящуюся на профессиональный бокс толпу, но по ходу фильма вы почувствуете и их эмоции, поскольку поединки "Подставы" срежиссированы с неожиданной для 40-х годов жестокостью и действительно захватывают. Достоверности прибавляет и тот факт, что исполнитель главной роли Роберт Райан имел внушительное боксёрское прошлое и даже несколько титулов (пусть и любительских).
Что касается Райана, то этот актёр с глазами побитого жизнью аристократа-интеллектуала и физическими данными "крутого парня" остаётся одним из самых недооценённых представителей великого американского кинематографа. Особенности внешности и незаурядный драматический талант делают его едва ли не лучшим актёром "нуара", но они же во многом помешали ему стать звездой первой величины. В Подставе Райан традиционно великолепен. Его неудачник Стокер, который из последних сил старается сохранить своё достоинство в мире, где оно совсем не ценится, и спасти брак с любимой женщиной, стал одной из наиболее запоминающихся ролей замечательного актёра.
Если говорить о Подставе как об образце "нуара", то прежде всего следует сказать, что, исходя их классического определения жанра, перед нами действительно его образец. Если хотите, эталон. Определений у "нуара", конечно, много, но прежде всего это чёрно-белый с криминальным сюжетом фильм, где атмосфера важнее сюжета, герои вынуждены противостоять не только реальным противникам, но и враждебным поворотам судьбы, а финал должен быть не особенно счастливым (даже при том, что победа над силами зла вроде как одержана). К тому же фильм должен быть снят между 1945 и 1960 годами, не обладать крупным бюджетом или суперзвёздами, но отличаться оригинальными кинематографическими находками. Таким образом, репрезентативными для "нуара" являются не столько многократно воспетые фильмы Хокса, Уайлдера или Уэллса, сколько картины Фуллера, Карлсона или Уайза. Последний в Подставе довёл все непременные атрибуты нуара до совершенства. К тому же напряжение удерживается за счёт редко используемого в кино, но виртуозно обыгранного Уайзом приёма: действие разворачивается в реальном времени, и 72 минуты фильма - это действительно 72 минуты из жизни боксёра Стокера и людей вокруг него. В концовке напряжение достигает абсолютного пика: опустевший спортзал и расцвеченные неоном, но полные равнодушия улицы оказываются враждебной территорией, на которой одинокий Стокер вынужден вести последнюю схватку против гангстеров. Изощрённый монтаж здесь вовсе не случаен - внимание Уайза к этому кинематографическому элементу всегда было особенным, ведь в начале собственной карьеры он поразил всех как монтажёр Гражданина Кейна.
Финал Подставы не назовёшь хэппи-эндом, но и гнетущим или безысходным он тоже, к счастью, не стал. В "нуаре" невозможно победить, но можно, по крайней мере, прийти к миру с собой и близким человеком. Карьеру Уайза после отличных "нуаров" вроде Подставы или Города-пленника тоже трудно назвать однозначно успешной или неудачной. Впереди у постановщика будут коммерчески успешные и осыпанные премиями Звуки музыки, Вестсайдская история или Кто-то там наверху любит меня (последний, кстати, как раз чересчур сентиментальная боксёрская драма). Но когда любители настоящего американского кино хотят посмотреть Уайза - оригинального и не похожего на ни на кого режиссёра, то неизбежно пересматривают "нуары" постановщика. И прежде всего Подставу.
|
|
|