|
|
|
|
6 июня 2009
Виктор Матизен
 Вслед за давно обещанной Анной Карениной к народу вышла АССА-2, поставленная Сергеем Александровичем Соловьевым (САС) уже по собственному сценарию, и вызванная, как он заявил, "желанием посмотреть, что стало с героями первого фильма в наше время". Попутно он сказал, что "это никакой не сиквел", но в терминологический спор по этому поводу пускаться не стоит: как блюдо ни назови, его вкус не изменится.
Новая АССА весьма сумбурна, что со всей очевидностью отражает происходящее в голове САСа. Он этого и не скрывает, когда делится своими мыслями с журналистами и зрителями. Из его слов явствует, что он, как Виктор Цой в финальном аккорде АССЫ, хотел перемен, но когда они совершились, ужаснулся. Он был одним из активистов революции на V съезде кинематографистов в 1986 году, с которой началась трансформация всей кинематографической системы, но впоследствии осудил то, что сделал. Сейчас он не знает ни того, чего хочет, ни того, чего не хочет, и находится вне всякой политики.
В целом АССА-2 представляет собой коллажно-ассоциативное соединение кадров из АССЫ и эпизодов из нынешней жизни старых и новых персонажей. Героиня первого фильма Алика получила срок за убийство Крымова-Говорухина, в лагере родила дочь от убитого им Бананана и получила приглашение сняться в роли Анны Карениной, но не в фильме Соловьева Анна Каренина, а в фильме вымышленного режиссера Горевого, которого играет Сергей Маковецкий. Зарезанный и утопленный Бананан, оказывается, уцелел (его фантастическим образом спасли и оживили), но перестал быть самим собой и превратился в базарного завсегдатая, контролирующего продажу наркотиков. От Крымова осталась дочь, унаследовавшая подпольное состояние папаши, сохраненное его компаньонами/подельниками, а в ее ближайшее окружение входит персонаж Баширова из АССЫ, со временем лишь усугубивший свою полубезумную эксцентрику. Крымовская дочка и финансирует съемки Анны Карениной, чтобы отомстить за убийство отца, но посланные ею киллеры почему убивают ни в чем не повинного (даже в фамилии от слова "горе") Горевого и запугивают дочку Алики. Впрочем, точно пересказать сюжет картины, посмотрев ее дважды, я не в состоянии, поскольку он чудодейственным образом улетучивается из памяти сразу же после просмотра, и вспоминать его – то же, что вспоминать спутанный сон.
Может быть, АССА-2 и есть сон наяву, но сон чужой и не производящий почти никакого эмоционального впечатления – в фильме никого не жалко, за исключением, может быть Алики, в которую Татьяна Друбич вложила частичку той печали, которая возникала при ее появлении в АССЕ. Старые герои казались реальными, новые воспринимаются как призраки, а воскресший Бананан выглядит как зомби. Будь это естественной эволюцией юного нонконформиста в заматерелого хищника, изображенную метаморфозу можно было бы истолковать как символ, но ввиду сопутствовавших ей невероятных обстоятельств, говорить об этом нет смысла. Символичным мог бы стать Крымов, доживи он до нынешнего времени и стань олигархом, но именно его убили бесповоротно – лишний признак того, что во время работы над АССОЙ режиссер не ведал, какое будущее кого ждет. В результате единственный, кто возбуждает сильные чувства и создает драйв – это Шнур, которому во втором фильме отведена та же роль, что в первом – Цою: его мощная энергетика должна поднять картину, которой до этого не хватало сил взлететь. В АССЕ это получилось на все сто, в АССЕ-2 - на пятьдесят, причем само по себе сопоставление бунтарской энергетики Цоя и бузящей энергетики Шнура, предложенное режиссером Соловьевым, говорит о разнице между прошлым и настоящим больше, чем все сюжетные перипетии, придуманные Соловьевым-сценаристом. Еще больше это относится и к цоевскому хиту "Мы ждем перемен", который в современном полуфарсовом стиле исполняет (и по-своему очень недурно) неизвестная мне певичка, в то время как по экрану плывут присланные СМСки и мейлы типа: "Машулик, я тебя люблю. Твой пупс". Эту бы песню да в конец АССЫ-2, начинающейся с конца АССЫ - и ничего больше не надо.
Трейлер фильма АССА-2 реж. Сергей Соловьев
|
|
|