|
|
|
|
22 апреля 2009
Виктор Зацепин
 На закрытии Пятого Фестиваля действительного кино, организованного компанией Кинотеатр.док, был показан фильм Вдвоем режиссера Павла Костомарова. Документальная картина, повествующая о жизни украинского художника-самоучки и его жены в сельской глуши, получила на фестивале Приз зрительских симпатий.
Сюжет фильма незатейлив. Пожилой деревенский художник одержим творчеством – он пишет картины (отдаленно напоминающие по манере Шагала) и вырезает из дерева фигуры - по преимуществу, женские. Раскраска этих фигур весьма условно обозначает главные женские достопримечательности. Вместе с художником живет его пожилая жена, как две капли воды похожая на Лив Ульман.
Искусство этого художника, по сути, не адресовано никому – у него нет никакого потребителя. Сам творец прямо говорит о своей работе: "Этим я спасаю только себя". Наблюдая в окно за приготовлениями строителей на соседнем участке, он недовольно ворчит:,"От них надо уходить…". Художник не хочет быть популярным и совершенно не ищет общества. Диспозиция точно та же, что и в раннем документальном фильме Херцога Великий экстаз резчика по дереву Штайнера, в котором главный герой вырезал сложнейшие картины на пнях в глухом лесу. Если убрать измерение "публика", то искусство становится самой жизнью – таково простое уравнение Херцога, которое еще раз решил Костомаров и его герои.
В одном из эпизодов фильма главный герой заговаривает о своем отношении к музыке King Crimson. Восхищаясь их ранними пластинками, он говорит: "Когда слышишь такое, понимаешь, что вот она – правда. Есть ради чего жить. Есть что защищать". И действительно, в отношениях между людьми правда теряет свое абсолютное значение. При этом многим, если не всем, памятно и другое чувство, когда время как будто бы останавливается – его испытываешь при встрече с художественной правдой. Есть ли в жизни что-то вернее такого ощущения правды?
Под определенным углом зрения феномен художника-отшельника приобретает эпический масштаб: ситуация непубличности уравнивает в правах гения и графомана – при условии, что они, как Эмили Дикинсон, сидят у себя дома и оба складывают свои произведения в коробку. Труд отшельника – это рафинированное самовыражение, вопрос о художественных достоинствах работы даже не ставится. Труд, жизнь, творчество – для него все это одно и то же. И в конечном счете, фильм Павла Костомарова как бы обращается с немым вопросом к зрителям:
"А что сделали вы?"
|
|
|