|
|
|
|
7 апреля 2009
Иван Денисов
Противоречия, двойственность и безумие боевых действий становятся основными для Копполы в Апокалипсисе. При помощи выдающегося оператора Витторио Стораро (удивительная слегка ирреальная цветовая гамма фильма не знает себе равных) он создаёт атмосферу кошмарного сна, от которого почему-то нельзя оторвать глаз. То ли всё происходящее пропущено через загубленную психику алкоголика Уилларда, то ли сумасшествие войны превосходит даже алкогольные галлюцинации. Уничтожение деревни вертолётной эскадрильей под несущуюся из усилителей музыку Вагнера или выступление полуобнажённой женской группы поддержки от "Плейбоя" перед солдатами, заканчивающееся полным хаосом – незабываемые сцены. Когда классическая музыка и женская красота соединяются с эпическим абсурдом и хаосом войны.
Сцены в логове Курца прочитываются не только как обличение военной диктатуры, но и как злой выпад в адрес коммун и контркультуры 60-х. Многие её теоретики мечтали удалиться куда-то в неизведанные земли и предаться там спокойной жизни среди не обременённых цивилизацией местных жителей. Герой Брандо эту утопию воплотил в жизнь – пожалуйста, идеалисты-интеллектуалы, наслаждайтесь идиллией в крови, среди отрубленных голов, слепого подчинения и даже при интеллигентном журналисте-биографе рядом.
Сам Курц оказывается логическим завершением кошмара Уилларда. Он воплощает вопросы, на которые совсем не хочется знать ответ, но от которых нельзя скрыться. Мы уже поняли, что на войне размыта грань между здравым смыслом и безумием или мирными жителями и потенциальными партизанами. А где, например, грань между героем и военным преступником? В какой момент интеллектуал Курц её перешёл? И переходил ли вообще? Не стоит ли между этими понятиями знак равенства? К тому же Курц ждёт, что Уиллард займёт его место, и пройдёт собственное испытание властью. Капитан в финале действительно расправляется с полковником, но предпочитает уплыть из обезглавленного царства Курца. Многие воспринимают это как оптимистический исход. Хотя я так не считаю. Из логики фильма вытекает скорее, что мы становимся свидетелями новой легенды безумного мира войны и военных: на смену истории о герое/военном преступнике приходит история об офицере, который стремится выполнить приказ любой ценой и хладнокровно убивает старшего по званию.
Технически Апокалипсис исполнен безукоризненно. Находки Копполы впечатляют до сих пор - как в мастерстве воссоздания притягательного безумия войны, в поразительном соединении масштабных батальных эпизодов с почти сюрреалистическими, так и в отдельных, легендарных сценах. Пролог с объятыми напалмом джунглями в сопровождении песни "The end" группы Doors или столько раз упоминавшаяся в мировой критике вертолётная атака под "Полёт валькирий" (по-моему, шедевр Вагнера сегодня ассоциируется с фильмом Копполы чаще, чем с "Кольцом Нибелунгов") - хрестоматийные примеры использования музыки в кино. Путешествие по реке через зловещие и опасные джунгли – превосходный киноландшафт для создания мощного напряжения. Следует ещё упомянуть, что часто в качестве ближайшего кинематографического "соседа" Апокалипсиса называют картину Агирре, гнев божий Вернера Херцога 1972 года, где тоже есть путешествие по реке и постепенное помутнение рассудка центрального персонажа, но мне таковым кажется фильм японского оригинала Теруо Ишии Кошмарные уроды Эдогавы Рампо 1969 года. Остров уродов, управляемый мегаломаньяком из картины Ишии во многом предвосхищает империю Курца, а сцены прибытия героев на опасные территории совпадают с Апокалипсисом почти покадрово.Режиссёрские построения Копполы несколько оттесняют на второй план работу актёров, тем более что отличный актёр Брандо в Апокалипсисе определённо сыграл ниже своего уровня. И хотя за актёрскую игру фильм хвалят меньше всего, всё же отметим Мартина Шина и, особенно, Роберта Дюволла в роли полковника Килгора, того самого поклонника Вагнера и "запаха напалма по утрам", который стал символом жизнерадостного милитариста.
Не так давно сатирик П.Дж. О'Рурк объявил: "После Апокалипсиса сегодня великие фильмы уже не снимают". Можете с ним не соглашаться, но в чём-то он прав. Фильм Копполы и Бешеный бык Скорсезе закрыли великую киноэпоху 70-х, и для тех, кто именно фильмы той поры ценит выше прочих, кинематограф действительно закончился. Что же касается самого Копполы, то он неожиданно оказался на месте одного из своих героев, точнее, генерала Паттона. Тот оказался ненужным по окончании войны, вот и режиссёр после личной войны, съёмок Апокалипсиса и всех сумасшедших и шумных 70-х оказался вне ведущей группы американских кинематографистов. А лучшие фильмы Копполы кризисам и политической конъюнктуре, к счастью, неподвластны. И Апокалипсис сегодня остаётся ярким тому подтверждением.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|