|
|
|
|
10 марта 2009
Виктор Зацепин
 Обозреватель Синематеки в рамках фестиваля Музыка.Док посмотрел два документальных фильма – Гластонбери и Сделано в Ямайке и еще раз убедился в верности поговорки о том, что музыку нельзя остановить.
Фильм Джулиена Темпла Гластонбери - визитная карточка самого знаменитого музыкального фестиваля Великобритании. Темпл, известный по фильму "Грязь и ярость", в котором он создал незабываемый портрет "Секс Пистолз" - один из главных английских режиссеров, сделавших себе имя на музыкальном кино.
Культурный туризм – явление, которое крайне симпатично автору этой заметки. И если обычные зеваки едут в Англию посмотреть на Биг Бен и Тауэрский мост, а те, что настроены более авантюрно – обследуют нетуристические уголки Британии, то едущие в Гластонбери – это настоящие рок-н-ролльные паломники. По легендам, в юности здесь побывал Христос, а 2000 лет спустя на землю Гластонбери пришли новые пророки – музыканты и певцы. Внимающие этим людям, очевидно, получают нечто неизмеримо большее, чем обычные охотники до дешевых сувениров.
Масштаб явления под названием Гластонбери грандиозен - прошедший фестиваль посетили 300 тысяч человек. Историческое измерение тоже впечатляет – когда Дэвид Боуи бросает реплику о том, что в Гласто так же мило, как и 30 лет тому назад. На этом месте хочется глубоко вздохнуть – конечно, можно только позавидовать тем людям, которые находятся в эпицентре музыкальных событий. Впрочем, Темпл не лакирует легенду Гластонбери – в фильме показано, как разбираются с лезущими через забор людьми, как обстоят дела с санитарией, как люди переживают стихийные бедствия вроде проливного дождя, ночуя в палатках в чистом поле и так далее. Фрики, наркоманы, бродяги, пожилые хиппи, люди, которые в пьяном виде испытывают непреодолимое желание оголиться, и другие персонажи с открытым сознанием, судя по фильму, составляют едва ли не половину фестивальной публики – и многие персонажи из аудитории могли бы успешно конкурировать с неистовым Кейтом Флинтом. В общем, очевидно, что главный смысл путешествия в Гластонбери – это тест на собственную консервативность. Кто проиграл – выбывает. Выигравшему фрики споют песню: "Ты – один из нас".Линию "грязи и ярости" продолжает фильм Сделано в Ямайке, повествующий о современных ямайских исполнителях, которые возводят свою музыкальную родословную к Бобу Марли и Питеру Тошу. Действие документальной ленты разворачивается на улицах Кингстона, где состоявшиеся герои нового регги рассказывают о своих корнях и убеждениях, о яростной вере в музыку и о бешеном градусе криминала в кингстонском гетто.
Режиссер фильма Жером Лаперусаз – известный постановщик музыкальных фильмов: еще в 1969 году он снимал "Пинк Флойд" на фестивале в Амужи и работал с не менее легендарной группой "Гонг" на картине о мотоциклистах Континентальный цирк.
Лаперусаз снимал и легенду Ямайки Боба Марли в фильме Третий мир – заключенный на улице (1980), так что режиссер – в своем роде тоже ветеран регги. Со времен Боба Марли утекло много воды, и регги стало очень многоликим. Одни исполнители делают акцент на социальный месседж, другие – на сложное, почти джазовое звучание. Появились и чисто дискотечные ответвления – ярче всего их представляет в фильме свирепая регги-реперша Lady Saw. Русский перевод псевдонима - Леди Пила – раскрывает мощь ее творчества еще более многогранно.
Крайняя сексуальная агрессия, которую демонстрирует Леди Пила и ее коллега по танцплощадке Элефант Мэн, довольно забавно контрастирует с речами регги-патриархов о духовных и мессианских свойствах музыки. Впрочем, это противоречие легко снимается, если признать, что любая музыка – великий утешитель. Элефант Мэн поет: "Ты говоришь, что ты слушаешь, а я говорю – ты не слушаешь". А вот и неправда. Мы слушаем очень внимательно – поэтому и смотрели этот фильм при полном аншлаге, сидя на полу кинотеатра "Иллюзион".
|
|
|