|
|
|
|
11 февраля 2009
Иван Денисов
 Не пугайтесь такого зловещего заголовка - речь пойдёт о комедии. Правда, это комедия Джозефа Лео Манкевича - довольно-таки жёсткая и не особенно заботящаяся о том, чтобы пробуждать добрые и сентиментальные чувства. Манкевича на пике формы (рубеж 40-50-х) вполне можно назвать самым ярким представителем американской школы язвительного юмора в кинематографе. Цинизм и издёвка, присущие работам Э.Бирса, Х.Л.Менкена или Дж.Дж.Нейтана, не всегда находили для себя подобающего воплощения в кино, но в лучших лентах Манкевича они всегда на месте (может, сказалось и сотрудничество ещё в 30-е с другим знатным и циничным остроумцем – великим комиком У.К.Филдсом). Когда Манкевич, уже сделавший себе имя на сценарном поприще, перебрался в режиссуру, он выказал и весьма оригинальный постановочный талант, точно сочетавшийся с литературным.
Письмо к трём жёнам повествует о трёх внешне благополучных замужних подругах (Крейн, Сотерн, Дарнелл). Как-то раз отправившиеся на пикник подруги узнают, что муж одной из них сбежал с красавицей Эдди (Холм). Вот только чей? Флэшбэки рассказывают об отношениях героинь с мужьями и об их жизни, и довольно быстро обнаруживается, что неверным мог оказаться любой: существование подруг не столь безоблачно, как им бы хотелось думать, и проблем у каждой достаточно. Сюжет, который мог бы послужить основой для семейной драмы, в руках Манкевича превращается в остроумную издёвку над карьеризмом, лицемерием семейной жизни, примитивностью массовой культуры и склонностью людей к вранью и самодовольству. "Вэрайети" пишет об этом фильме так: "Блестящие и язвительные диалоги. Стрелы сатиры Манкевича летят во все любимые институты страны и неизменно попадают в цель".
Сатира Манкевича срабатывает с ещё большим эффектом, так как сюжет выстроен по детективному принципу: восхищаясь комедийной стороной истории, зритель ещё и напряжённо следит за разрешением загадки – кто же окажется неверным мужем. Развязка выглядит остроумной и непредсказуемой. Манкевич, кстати, сократил количество жён (в романе их было пять), что сделало структуру фильма ещё более чёткой, а элементы триллера используются автором для того, чтобы подчеркнуть душевный дискомфорт героинь (например, посторонние звуки складываются для персонажей в тревожащие их вопросы, которые не суждено услышать никому, кроме них). Ну а диалоги впору заучивать наизусть : "Почему бы нам не создать мирную атмосферу, как под Новый Год?" – "Не путай праздники. Мирная атмосфера бывает на Рождество, а под Новый Год люди уже готовы поубивать друг друга".
Ещё один хитрый ход Манкевича - образ соблазнительницы Эдди. Она так и не появится на экране, но саркастические комментарии героини (произнесённые незабываемым голосом Селесты Холм, которая за кадром сыграла ничуть не хуже, чем прекрасные Крейн, Дарнелл и Сотерн в кадре) делают её одной из ключевых фигур для развития сюжета. Кажется, что Эди подобна циничной сценаристке, вроде самого Манкевича: спровоцировав конфликт, она остроумно размышляет о происходящем и относится к поворотам истории с явной иронией.
Образ комментатора явно близок Манкевичу. Выиграв "Оскара" за сценарий и режиссуру Письма, он уже в следующем году получил такой же "дубль" за фильм Всё о Еве, где комментатор уже в кадре? и более того, этот язвительный персонаж, Эддисон Де Витт (Джордж Сэндерс) имел живой прототип - критика Дж.Дж.Нейтана, о близости которого творческой манере Манкевича уже говорилось. Но без Письма не было бы фильма Всё о Еве и не было бы последующих удач режиссёра-сценариста. Поэтому в юбилей сакркастичного Джозефа Л. Манкевича сделайте себе подарок – посмотрите/пересмотрите Письмо к трём жёнам.
режиссёр – Джозеф Л. Манкевич
сценарий – Джозеф Л. Манкевич (по сделанной Верой Каспари адаптации романа Джона Клемпнера)
оператор – Артур Миллер
композитор – Элфред Ньюмен
в главных ролях – Джинн Крейн, Энн Сотерн, Линда Дарнелл, Кёрк Даглас, Селеста Холм (только голос)
|
|
|