|
|
|
|
27 января 2009
Виктор Матизен
 Номинированный на "Оскар" фильм постановщика Красоты по-американски Сэма Мендеса Дорога перемен снят по роману Ричарда Йейтса и получил три номинации на "Оскар", в том числе за лучшую режиссуру. То, что книга впервые выходит на русском языке одновременно со своей экранизацией – признак современной промо-акции. Для кинообозревателей роман прилагается к пресс-релизу фильма, что позволяет незамедлительно сравнить первоисточник с аудиовизуальной версией.
Сопоставление свидетельствует об аккуратной работе с текстом и стремлении перенести на экран основные линии романа. Работа облегчалась тем, что книга проста по композиции, написана без стилистических ухищрений, а разговоры персонажей весьма содержательны. Но, поскольку экранизаторы ничего в них не дописывали и не пытались перевести несобственно-прямую и косвенную речь автора в их диалоги и монологи, и к тому же многое опускали по соображениям объема, более всего пострадал социальный аспект книги, связанный с чисто авторскими характеристиками американского образа жизни в 50-е годы.
Дорога перемен - острая семейная драма, которая должна быть понятна всем мужчинам и женщинам, которые несколько лет прожили в браке и по опыту знают проблемы супружеской жизни. Диспозиция проста: чета Уиллеров, Фрэнк и Эйприл, на пороге 30-летия, у них двое детей, она домохозяйка, какое-то время учившаяся в актерской школе, он – клерк, который терпеть не может свою бумажную работу, хотя она дает его семье достаточно денег для обеспеченной жизни в пригороде Нью-Йорка. Несчастье в том, что оба уже наскучили друг другу и чувствуют себя выше своей среды. Особенно плохо чувствует себя Эйприл – и предлагает мужу, которого считает еще не состоявшимся талантом в неизвестной области, все продать, уехать с детьми в Париж и начать жизнь заново. Она будет зарабатывать секретаршей в НАТО, а он сможет жить за ее счет до тех пор, пока не определит, для каких свершений рожден. Фрэнк, с виду сильный, но внутренне слабый, колеблется, но она так настаивает, что он тоже решается. В этот момент романист подбрасывает им два препятствия – во-первых, начальство купилось на издевательскую бумагу, написанную Фрэнком , и предложило ему серьезное повышение и более интересное дело, а во-вторых, Эйприл обнаруживает беременность. Вполне возможно, что в изменившихся условиях мечта о Париже растаяла бы сама собой, но в гости к Уилерам приходит сосед-полупараноик (Майкл Шеннон за эту роль номинирован на "Оскар"), который намеренно задевает Фрэнка за больное место. Следует взрыв, затем семейная сцена и трагическая развязка.
История эта хороша тем, что очень неоднозначна. Йейтс скорее на стороне Эйприл, чем Фрэнка, но он настолько хороший писатель, что предоставляет читателю (особенно мужчине) возможность идентификации с Фрэнком, а играющий Фрэнка Леонардо Ди Каприо настолько классный актер, что проявляет все душевные движения своего героя. Фрэнк слабее, чем Эйприл, и в этом их беда. Если бы он с самого начала сказал жене, что переезд в Париж - пустая затея и потому, что он не сможет сидеть на шее у жены, и потому, что ему не нужна такая жертва, и потому, что он просто не годится для свободной профессии, трагедии бы не произошло. Но он не решился разрушить свой образ в ее глазах, укрепил ее иллюзии, а потом в один миг уничтожил ее мечту. Виновата и Эйприл, которая в замечательно исполнении Кейт Уинслетт ведет себя и как взрослая женщина, полная решимости повернуть судьбу, и как ребенок, которому разбили любимую игрушку.
А с третьей стороны, никто не виноват в том, что при столкновении мечты о Париже с реализованной Американской Мечтой рухнули обе, а Мендес снял американскую трагедию в присущем ему классическом английском стиле.
|
|
|