|
|
9 октября 2008
Иван Денисов
 Кажется, что финал фильма вызывает у зрителей восторг гораздо чаще, чем его начало. Но и из этого правила есть исключения. Вот, например: на фоне звёздно-полосатого флага увешанный орденами и регалиями генерал произносит воинственную речь о безусловной победе Америки над всеми врагами. И его первая реплика – "Никто не выиграл войну, умерев за свою страну. Выиграть можно, лишь заставив врагов умирать за твою страну". Эпизод и фрагменты этой речи знакомы даже тем, кто не смотрел Паттона - сцена стала поистине легендарной. Правда, сразу возникает вопрос: достойны ли такого вступления оставшиеся без малого три часа экранного времени. Поверьте, достойны. Свои семь "Оскаров" (включая премию за лучший фильм года) Паттон получил не зря. А хитрый ход режиссёра Шеффнера, объявившего съёмочной группе, что поставит речь главного героя в конец, но сделавшего наоборот, себя полностью оправдал.
Паттон стал очень смелой попыткой свести в единое и запоминающееся целое масштабный военный эпос и тщательный психологический портрет героя, реального генерала Джорджа Смита Паттона III. С эпической частью у команды голливудских профессионалов не должно было возникнуть проблем - их и не возникло. Батальные сцены, сопровождающие рассказ о деятельности Паттона в годы второй мировой войны на театре военных действий в Африке и Европе, поставлены на непременном для американского фильма высоком уровне. Эпизоды танковых сражений остаются эталонными по сей день, как и точное использование хроники (по интересному совпадению, фронтовой документалист Расс Майер впоследствии стал видным режиссёром и только что работал с оператором Кёнекампом на фильме По ту сторону долины кукол). А вот подобрать ключ к трактовке генерала-шоумена было не так уж легко. "Чокнутый ковбой в генеральской форме" (слова Гитлера) был не то, что противоречивым деятелем - он вообще не поддавался однозначной оценке. Образованность, незаурядный талант стратега и дар оратора сосуществовали с чрезмерной прямолинейностью, откровенным хамством, неприкрытым стремлением к славе и расистскими взглядами на мир (хотя и здесь всё не так просто: обвинявшийся в антисемитизме Паттон называл увиденное в освобожденном Бухенвальде самым жутким зрелищем в своей жизни, и даже заставил окрестных немцев пройти по концлагерю и посмотреть на деяния их соотечественников). Генерал вряд ли подходил под определение "слуга царю, отец солдатам", но в годы войны даже его отрицательные качества оказывались кстати. Очевидно одно - "самый боевитый из всех военных США" добивался побед во многом именно из-за своего тяжёлого характера.
Национальный герой, которого в то же время можно назвать воплощением необузданного милитаризма, показан в фильме во всей своей противоречивости. Шеффнер и его команда с блеском справились со сложнейшей задачей. Сценаристы выписали все достоинства и недостатки Паттона, а воплотить их на экране выпало выдающемуся актёру Джорджу К. Скотту. Скотт и сам отличался нелёгким нравом, а играть военных ему было не впервой (вспомните его блистательную игру в Докторе Стрейнджлаве Кубрика, где он с лёгкостью затмил своей феерической игрой отличного комика Питера Селлерса), так что лучшего Паттона трудно было представить. И, наверное, теперь большинству зрителей генерал представляется не человеком с архивных фотографий, а именно неистовым персонажем с лицом Скотта. Все плюсы и минусы героя актер изобразил с небывалой силой, которая в конечном итоге делает стратега-мегаломана примечательным персонажем не только военной истории, но и мирового кино. И персонаж этот, при всех отталкивающих чертах своей натуры, в трактовке Скотта всё же внушает уважение и понимание. Между прочим, от своего "Оскара" за роль Паттона Скотт отказался, как регулярно отказывался от премий. И не стал привлекать политические мотивы, а объяснил всё просто – не захотел пропускать вечерний хоккей по телевизору.
Отказ авторов Паттона от однозначных оценок своего героя привёл к тому, что по сей день можно встретить противоположные соображения киноисториков. Кто-то полагает фильм апологией американского милитаризма, чья цель – поддержать боевой дух нации в разгар вьетнамского кошмара. Другие видят в картине обличение этого самого милитаризма и демонстрацию вредного влияния военизированного сознания на человеческий характер, опять же увязывая это с околовьетнамскими настроениями. Мне же "Паттон" представляется просто точным рассказом о незаурядном человеке, который нашёл творческий подход к такому малоприятному занятию, как военная служба, и такому отвратительному действию, как война. Хотя оспаривать вышеприведённые точки зрения я бы тоже не стал, одно из достоинств фильма - именно в возможности множественных трактовок.
Выход Паттона в 1970 году ознаменовал безусловную смену эпох в американском кино. На смену преимущественно консервативному подходу 50-х и короткому "контркультурному" периоду 60-х приходила на смену "контрконтркультура" 70-х (определение Джеймса Эллроя). Герои нового времени отказывались просто быть в системе или шумно бунтовать против неё. Теперь они продолжали работу внутри истеблишмента, но делали это по своим правилам и без особого заискивания перед ним. Как генерал Паттон. Неудивительно, что фильм не только стал классикой и вызвал множество подражаний, но и приобрёл популярность среди рок-музыкантов. Сам Элвис Пресли выучил Паттона наизусть и даже подружился с сослуживцем генерала, Омаром Брэдли (в фильме его играет Карл Молден). А дух Паттона, кажется, передался едва ли не всем кинематографистам, имевшим отношение к генералу. Ведь вскоре после войны, в том же 1945, кажется, не приспособленный к мирной жизни генерал умер от травм, полученных в автокатастрофе. В фильме смерть генерала осталась за кадром, хотя в финале зрителю явно дают понять, что в мире без войны Паттону нет места. В сходном положении оказались и так или иначе работавшие над Паттоном. Фронтовой оператор Майер, перейдя к режиссуре, съёмки своих фильмов уподобил военным операциям и оказался не у дел в благополучные 80-е. Шеффнер, звезда режиссуры 60-х, снявший Самый достойный и Планета обезьян, в Паттоне достиг пика формы, который уже не покорялся ему вновь. Коппола, перешедший благодаря кинобиографии генерала в ранг уважаемых авторов, после личной войны под названием Апокалипсис сегодня столкнулся с жестоким творческим кризисом, с которым не может справиться по сей день. Что бы сказал Паттон? Наверное, он сказал бы: "Мечта солдата – погибнуть от последней пули на последней битве своей последней войны".
Паттон, США, 1970 год
режиссёр – Фрэнклин Дж.Шеффнер
сценарий – Фрэнсис Форд Коппола, Эдмунд Х.Норт
оператор –Фред Кёнекамп
композитор – Джерри Голдсмит
в ролях – Джордж К.Скотт, Карл Молден, Майкл Бейтс, Стивен Янг
|
|
|