
Раз уж собрался Тарантино делать вольный ремейк этого фильма, то жди многочисленных упоминаний оригинальных Ублюдков в статьях людей, которые картину не смотрели и не будут смотреть, прикрываясь ленивыми оправданиями вроде "Это обычный "эксплуатейшн", не стоящий внимания". Отринем подобные настроения. Бесчестные ублюдки - отличный "экшн", сделанный сильным профессионалом и приводящий к интересным умозаключениям.
При этом я не отрицаю, что работа Энцо Дж. Кастеллари (Энцо Джиролами) относится к тому самому "эксплуатейшну". Но ставить ему это в упрёк? Да ни в коем случае. "Эксплуатейшн" (малобюджетное коммерческое кино с упором на секс и насилие) Италии является весьма ярким и выразительным явлением. Наверное, ни в какой другой стране не было ничего подобного: запутывающее зрителя сочетание вторичных и примитивных лент с картинами изобретательными и высокопрофессиональными, удивляющими своими новациями и интересными идеями (очень часто такое сочетание можно обнаружить и в фильмографии любого итальянского жанрового мастера). Да, первых было больше, но тем ценнее настоящие жемчужины "латинского эксплуатейшна". Они и сегодня выглядят ничуть не устаревшими и легко конкурируют, как с современными блокбастерами, так и с "престижным" кино своего времени. Удачные работы Джулиано Карнимео, Андреа Бьянки или Умберто Ленци в этой жизни мне, например, доставили гораздо больше приятных минут, чем опусы Антониони, Висконти или Пазолини.
Кастеллари как раз из той славной плеяды. В его карьере, где преобладали приключенческие ленты, много проходных и вторичных опытов, но когда режиссёр в лучшей форме, то мы получаем эффектные и мастерски сработанные примеры "non stop action". А Ублюдки, "идеальный фильм о ребятах на спецзадании" (определение Тарантино), можно считать пиком карьеры синьора Энцо.
Действие разворачивается во Франции 1944 года. Группе осуждённых за различные преступления американских военнослужащих удаётся бежать. Вырвавшиеся на волю солдаты-преступники пытаются перебраться в Швейцарию, по дороге регулярно вступая в схватки с немцами. Очередная стычка приводит к неожиданной развязке: убитые немцы оказываются переодетой диверсионной группировкой союзников. Поэтому теперь "ублюдкам" приходится занять их место и принять участие в смертельно опасной миссии. И тогда компания трусов, дезертиров, убийц, мошенников и расистов становится отрядом истинных героев, без патетики и сантиментов выполняющим задание.
В сюжете есть безусловное сходство с Грязной дюжиной Роберта Олдрича, но мне фильм Кастеллари представляется более близким к работам Сэма Пекинпа (прежде всего вспоминается Дикая банда). К счастью, итальянец не копирует внешние элементы стиля Кровавого Сэма (пусть Кастеллари и не достигает уровня великого Пекинпа, но к сценам действия у него свой, и вполне индивидуальный подход). Ему важнее обозначить перекличку с любимыми темами заокеанского мэтра: как сохранить достоинство в не располагающих к тому условиях, и как в этих же условиях отщепенцы и аутсайдеры оказываются настоящими героями. К тому же, Кастеллари честен и не маскирует отсылки к американскому кино антиамериканской дребеденью (что порой наблюдалось в спагетти-вестернах конца 60-х). В Ублюдках звучит яростная антиамериканская речь, но произносит её резко отрицательный нацистский офицер, а заканчивается эпизод его заслуженной смертью. Так что Кастеллари точен в своей дани уважения киноклассике США и старается сделать свой фильм не подражанием, а личной трактовкой тем американских мастеров.
В сценах действия режиссёр демонстрирует свой профессионализм во всей красе. После спокойных первых десяти минут Ублюдки набирают ход и не сбавляют его оставшиеся полтора часа. Многочисленные батальные эпизоды неизменно изобретательны и удерживают внимание до конца фильма. Огнестрельные феерии достигают апогея в ошеломительном финале боя на движущемся поезде, но и на протяжении всей картины Кастеллари находит, чем порадовать любителей жанра. Интересно, что изобретательность режиссёрского решения иногда была результатом решения реальных проблем на съемочной площадке. Например, схватка в замке проходит при помощи развешанного на стенах антикварного оружия. Получилось здорово, хотя в сценарии ничего подобного не было: накануне съёмочного дня полиция изъяла у группы оружие, получив сигнал о готовящемся теракте. Кастеллари не пожелал ждать и сымпровизировал боевую сцену на ходу. Чем был вызван эпизод, в котором герои натыкаются на прекрасных нагих сирен в реке с непременной перестрелкой в кульминации (нагие девы оказываются нацистками и хватаются за автоматы быстрее, чем за одежду), я не знаю, но он стал одним из самых запоминающихся в картине.
Если вернуться к началу рецензии, то повторюсь ещё раз: в ожидании фильма КТ оригинальных Ублюдков посмотреть надо обязательно. Мне вообще непонятно, как можно получать удовольствие от работ "мистера Q", не зная, на что он опирается при построении своих шедевров. Поэтому теперь мне вдвойне интересно: во что превратит работу Кастеллари его американский поклонник? И увидим ли мы батальные сцены вроде фехтовальной и рукопашной неоклассики (как в Убить Билла) или неоклассики автогонок (как в Доказательстве смерти)? И какой эквивалент обычно целомудренный Квентин подберёт незабываемой сцене с нацистками-сиренами?
Под конец замечу, что международное прокатное название фильма Кастеллари и его содержание сегодня кажутся самой точной характеристикой итальянских мастеров "эксплуатейшна". Сегодня эти "бесчестные ублюдки", умелые авторы жестоких и эротизированных лент, представляются настоящими героями итальянского кино. И кажется, что именно их находки и идеи и поддерживали уровень кинематографа страны.
Бесчестные ублюдки, Италия, 1978 год
режиссёр – Энцо Дж. Кастеллари
сценарий – Сандро Континенца, Серджо Грико, Романо Мильорини, Лаура Тоскано, Франко Маротта
оператор – Джованни Бергамини
композитор – Франческо Де Мази
в ролях – Бо Свенсон, Фред Уильямсон, Питер Хутен