
Фильму предпослана ретроспекция: в еврейской семье появляется гость, в котором хозяйка заподозревает диббука, то есть живого мертвеца, и, чтобы удостовериться в своей догадке, подвергает его испытаниям, которые не дают ответа на вопрос о его сущности. Эта ключевая сцена является чем-то вроде визуального коана, содержащего основной мотив картины, варьирующий тему квантового принципа неопределенности, точнее, неустранимости неопределенностей. Больше того, в лекциях главного героя, профессора физики, упоминается кот, придуманный одним из создателей квантовой механики Эрвином Шредингером для макродемонстрации принципиальной неполноты ее микропредсказаний, и даже выписывается на доске математическая формула, связанная со средним квадратическим отклонением какой-то величины от ее среднего значения.
Странный гость и экспериментальный шредингеровский кот, про которых одинаково неизвестно, живы они, мертвы или ни живы ни мертвы; герой-профессор с говорящей (правда, лишь русскому уху) фамилией Гопник; три раввина-иносказателя, к которым профессор как правоверный еврей, обращается за советом; тридцать три несчастья, которые обрушиваются на героя, как на Иова, над которым боги-режиссеры ставят откровенно издевательский эксперимент; отец студента, одновременно предлагающий профессору взятку и отрицающий ее существование; дантист-еврей и пациент-гой, на задней стороне зубов которого неизвестно кем вырезано на иврите "помоги мне", сосед-юдофоб, который при появлении корейца встает на сторону соседа-еврея, две внезапных смерти и одна болезнь - все это эксцентрические звенья одной квазифилософской цепи, предлагающей зрителю сделать заключительный вывод о зыбкости всего сущего. Или о чем-то в этом роде, поскольку однозначной интерпретации картина не подлежит, хотя и особых загадок не содержит.
Читать далее