|
|
|
Виктор Матизен
Сумасшедшая помощь (2009), реж. Борис Хлебников
3 июля 2009, 16-38
Сумасшедшая помощь
 Борис Хлебников дебютировал вместе с Алексеем Попогребским картиной Коктебель (2003), которая была включена в конкурс ММКФ, затем самостоятельно снял Свободное плавание (лучший фильм 2006 г. по версии "Белого Слона"). Сумасшедшая помощь - его третья полнометражная игровая лента, получивший высокие оценки критики на "Кинотавре"-2009.
В картине пять героев - апатичный белорус (Евгений Сытый), отправленный женой и тещей в Москву на заработки, приютивший его полупомешанный пожилой москвич, в прошлом инженер (Сергей Дрейден), его странноватая дочь (Анна Михалкова), сходящий с ума участковый милиционер (Игорь Черневич). Пятый герой стоит особняком - это окраинная Москва, жестокая к своим и чужим. Ее активное присутствие ставит фильм в один ряд с Кремнем, Шультесом и другими картинами, в которых столица выступает в роли антагониста и которые косвенно или явно противостоят таким классическим лентам, как Я шагаю по Москве и Застава Ильича, где столица предстает протагонистом.
Инженер и его случайный гость напоминают как дон Кихота и Санчо Пансу, так и простаков средневековой литературы. Оба они лузеры и аутсайдеры, один активный, другой бездеятельный. Их выпадение из общей логики вещей изящно подчеркнуто детскими тестами на логическое мышление, которые случайно попадаются им под руку и на которые они дают детские ответы ("топор, молоток, зубило, кружка, лопата, клещи - какой предмет выпадает из этого ряда?"), выделяя отличный элемент без попытки найти сходство прочих. Как и дон Кихот, инженер амбивалентен - его безумства имеют благие цели, но могут быть опасны для окружающих. Его отношения с дочерью (а Дрейден и Михалкова образуют пару, в которой дочь психологически похожа на отца) настолько комичны, что ее рефрен "Папе нужно пить таблетки" может стать крылатым.
Читать далее

Эта недоделанность просто бич Хлебникова - его фильмы отдают остывшей лавой. Кажется, что у него была горячая идея, но пока он ее вынашивал перегорел и остыл.
Вот вроде Хлебников Хлебниковым, а смотреть неприятно. Отчасти объясняется переносом места действия в "как бы Москву", где вся эта тормозная лиричность смотрится неестественно, но в основная причина провала всё же в том, что вкус создателю изменил ещё на стадии сценария - кому в этой стране нужен еще один виток перестроечных фильмов?
|
|
|
|
|
|