
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
Алексей Гуськов
ММКФ-2009. Хорошее начало
19 июня 2009, 21-21
Посредник
 Московский кинофестиваль вступает неспешно: что первый, совсем уж неофициальный день накануне, что второй - сегодня - ММКФ пыхтит на холостых оборотах, показывая первые фильмы исключительно аккредитованным персонам и лишь заготавливая многозальный "шведский стол" кинотеатра "Октябрь" для публичного кинообжорства.
Сегодня прессе были показаны первые конкурсные фильмы, и оба - повод для осторожного оптимизма в оценке перспектив стартующего фестиваля. Да, организаторы перед началом хором уверяли, что впервые в истории был сделан упор на премьерность конкурсных фильмов, вместе с которой пришла некоторая тематическая рискованность отбора. Но, честно говоря, отношение к такому подходу было достаточно настороженное, наибольшие надежды всё равно возлагались на внеконкурсные программы. Однако не исключено (во всяком случае - появилась надежда), что именно так дирекции наконец удастся вдохнуть жизнь в конкурсную часть главного российского киносмотра.
Я не большой поклонник анимэ, вернее будет сказать, что я его маленький пассивный противник, но японский мультфильм Первый отряд про советскую пионерку-террористку, распечатавший конкурсную программу "Перспективы", неожиданно похвалила наша гуру мультипликационной критики Маша Терещенко, у которой анимэ стоит не в верхней части мультпредпочтений (читайте в скором времени её взгляд на это необычное явление); а также, и это совсем удивительно, Отряд оценил Влад Шувалов, со стороны которого приязнь к японской анимации кажется совершенно неожиданной. О первом фильме главной конкурсной программы, снятом грузинским космополитом Дито Цинцадзе, он также еще напишет, но об этой картине и я позволю себе замолвить словечко. Речь идёт о фильме Посредник, который Владислав явно не обласкает; именно поэтому, для справедливости и равновесия, последующие строки представят вам картину в благожелательном ключе, а за ложкой дёгтя приходите на "Синематеку" завтра.
Лично для меня, как бы это ни было странно, фильм определил позитивное к себе отношение скверным, даже очень скверным началом, на фоне которого всё остальное смотрится разумно, достойно и в целом выигрышно. В сцене, следующей за вступительными титрами, грузины в запущенном и явно временном помещении выпытывают некую ценную правду у испуганных пленников. Вскоре одному из пленников режет горло заметно беременная и очень злая женщина; пленника бросают в ванную. Истекая кровью, он пытается куда-то уползти, его неумело, но старательно колотит трубой спутник жестокой женщины, регулярно промахиваясь мимо головы добиваемого. Беременная пересекает кадры неловкой экзекуции, обвиняя по телефону собственную мать в том, что она вечно подозревает во всем что-то неладное. Посреди этого чернушного безобразия строит из себя умного Мераб Нинидзе, запомнившийся нелепым доктором (пусть и не он виноват в происхождении этого образа) из Бумажного солдата. Задерживаться на таком шоу не хотелось.
На деле Посредник оказывается неглупым коллажем о тотальном одиночестве (пожалуй, коллажная структура становится уже привычной для отражения вселенской разобщенности), упакованным в форму новообразующегося грузинского нуара (а это уже достаточно необычно, вспоминается 13 Гелы Баблуани). За нуар-составляющую отвечают циничные представители власти, грустные падшие женщины, напуганные наркоторговцы, а главное - явная или неявная трагедия-рубец на спине каждого из многочисленных, поголовно безымянных персонажей картины. На безысходное настроение фильма играет натура - зимняя, местами изрядно разрушенная Грузия, на которую невеселые события ложатся естественно при всей очевидной надуманности псевдодетективного сюжета. Неверно подходить к этой ленте, доверчиво хватаясь за криминальную интригу, которую старательно подсовывают зрителю в виде флэшбэков, находчиво расширяющих сюжетное пространство вполне поступательного по несущей структуре фильма - интрига здесь лишь повод для высказывания. А общий смысл высказывания кроется в фразе, которую произносит герой Мераба Нинидзе, предлагая своей бывшей жене уехать с ним из страны: "Здесь люди не нужны друг другу". В определенном смысле эта же фраза целиком оправдывает использование основательно подзабытого жанра кинонуара - по всей видимости, не существует более удачной парадигмы, описывающей эмоциональный фон современной Грузии. Утверждать не берусь - режиссер на пресс-конференции не присутствовал и подтвердить предположение не мог, но склонность к нуару (так же, как и в случае его классического образца) кажется именно естественной реакцией на социальные реалии. Посредник выглядит достойным фестивальным выбором - это в меру экспериментальное, в меру реалистичное, в меру "европейское" кино, не лишенное шансов на международном рынке. Интернациональный актерский ансабль неизбежно комично венчает играющий подданого королевы Юэн Бремнер, навсегда укрепившийся в памяти большинства киноманов в образе "Мотыги" из На игле.
Забавно, что грузинские актеры, в фильме без проблем переходящие на русский язык, общались с журналистами через переводчицу - при всей очевидной цели организаторов фестиваля показать аполитичность кинематографа (в "Перспективах" нас ещё ждет Зона конфликта Вано Бурдули, в программе "Московская эйфория" - Другой берег Георги Овашвили, а также целая программа "Кино Грузии. От Клятвы до Покаяния") сами грузины не могут не указать на свою независимость, напоминая лидера небезызвестных "Воплей Видоплясова" Олега Скрипку, который в тяжелых приступах осознания национальной самостийности начинал общаться с русскими журналистами с помощью переводчика.
К слову о самостийности - завтра начинается программа Евгения Марголита "Социалистический авангардизм. Часть II", в которой составитель традиционно отводит заметную долю "великой украинской операторской школе" (подробнее почитать о приоритетах отбора фильмов-участников программы можно в интервью, которое специально для "Синематеки" взял у знаменитого киноведа Алексей Коленский), но начнется она фильмом с весьма патриотичным названием Первороссияне /1968/, который заявлен как один из главных хитов архивной подборки и выглядит очень достойным кандидатом на посещение.
Ваш покорный слуга будет рад, если вы еще не раз вернетесь в ленту публикаций с фестиваля, чтобы узнать мнение наших обозревателей об отсмотренных фильмах, но всё же рекомендует презреть трудности с приобретением билетов и хотя бы на выходные погрузиться в кинофонтан, который бьёт лишь раз в году. До встречи в кино!

|
|