
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
15 июня 2009
Владислав Шувалов
 Приближается горячая пора для столичных киноманов. В конце июня истовые поклонники кино откладывают свои обычные дела, сворачивают активность на общественном и семейном фронте, чтобы предаться любимому наслаждению. У нас принято поругивать родные инициативы, но без особых преувеличений хочется воскликнуть, что Московский международный кинофестиваль на две недели превращает столицу в лучший город Земли.
Обвал фильмов, до трёхсот картин, наступающих друг на друга в фестивальном расписании, требует продуманного подхода к личному тайм-менеджменту как тем, кому сподобилось получить "зеленый билет", аккредитационную карточку, так и тем, кто планирует бюджет на билетные траты. Сориентироваться в изобилии человеку, не специализирующемуся на пеленгации фестивальных волн - непростая задача; один день вмещает в себя до 40 сеансов. Поэтому если ты подошел к кассе кинотеатра "Октябрь", главной фестивальной площадки 31-го ММКФ, без плана в голове, а лучше того – предпочтений, расписанных на бумаге, то в итоге ты наверняка попадешь не на тот фильм.
В общественном сознании фестиваль считается удачным, когда к нему приковано внимание центральных СМИ. Так как наша федеральная пресса делится на светско-гламурную и державно-патриотическую, то сливками информационных поводов будут: а) приезды зарубежных звезд (вроде прошлогоднего визита Уилла Смита и Шарлиз Терон); б) обсуждение наших конкурсных фильмов в контексте триумфа отечественного кино. На самом деле, эти два пункта являются даже не верхушкой айсберга, а одной из боковых стенок фестиваля.
1. Эйфория, лихорадка, экстрим (современное кино на ММКФ)
Наибольший зрительский энтузиазм вызывают премьерные показы свежих фестивальных шлягеров. Издавна успех внеконкурсной части ММКФ оценивается участием лауреатов Берлинского и Каннского фестивалей отчетного года. Особенно это касается номенклатуры мероприятия с Лазурного берега – к началу ММКФ ещё не успевают остыть страсти и приутихнуть желания вокруг каннских лидеров. Без сомнения, самыми статусными показами 31-ого ММКФ и станут каннские призеры-2009: Белая лента Михаэля Ханеке ("Золотая пальмовая ветвь", на ММКФ фильм участвует в программе "Гала-премьеры"), Антихрист Ларса Фон Трира (премия за лучшее исполнение женской роли; "8 1/2 фильмов"), Пророк Жака Одиара (Гран-при; "8 1/2 фильмов"), Весенняя лихорадка Лу Е (премия за лучший сценарий; "Азиатский экстрим"). Все эти фильмы уже приобретены для проката на территории РФ (раньше всех выйдет Антихрист, 02 июля), но сладостное ощущение пребывания на премьерном девственном показе, который всегда преисполнен почти электрического напряжения, погонит в залы зрителей всех рангов, что гарантирует "каннским сеансам" неминуемый ажиотаж.
Между тем, фестивальный стол будет ломиться от яств и деликатесов. В этом вопросе старожилы ориентируются запросто. Не мудрствуя, они предпочитают отдаваться выбору известных составителей - кинокритика и кинорежиссера Петра Шепотинника ("8 1/2 фильмов") и лидера отечественного кинообозрения, президента ФИПРЕССИ Андрея Плахова ("Московская эйфория" и "Азиатский экстрим"). Оба куратора являются поклонниками эстетского актуального кино, их программы содержат, как правило, новые ленты, многие из которых не куплены для проката, что придает показам особенное значение. Посоветовать их можно тем, кому интересны поиски в области киноязыка и неоднозначные культурные явления, скрепленные печатью международных призов.
Помимо двух свежих каннских лауреатов (Антихрист и Пророк) 10-я по счету программа "8 1/2 фильмов" содержит очень разные картины, подобранные, как всегда у Шепотинника, по законам жанровой и стилистической эклектики. Отборщик включил Аир /2009/, новую работу патриарха мирового кино Анджея Вайды. Лента получила "Премию Альфреда Бауэра" (Берлинале-2009), присуждаемую за технические достижения и поиск новых путей в искусстве – невысокая, но весьма лестная награда для 83-летнего классика. Здесь же состоится первый показ в России одного из итальянских кинофаворитов – Изумительный /2008/. Паоло Соррентино за драму о легендарном и противоречивом премьер-министре Италии Джулио Андреотти был удостоен "Приза жюри" (Канн-2008), а также кучи национальных премий. Благодаря актерской работе Мишель Уильямс, прославился на ниве артхауса североамериканский роудмуви Келли Рейхардт Венди и Люси /2008/.
Шепотинник любит разбавлять статусные показы работами молодых авторов с неясной репутацией. В прошлом году это была трудноперевариваемая "кислотная" лента Адама Уингарда "Череп на колесах", в этом – городской трип Голландия, этюд о потерянном поколении, второй фильм 23-хлетнего голландца Тийса Глогера. Также в программе - чудаковатые опусы Человек-вечность /2008/ Джулиана Темпла и короткометражка Гая Мэддина Отправьте меня на электрический стул /2009/, любимого авангардиста Шепотинника.
Приятные неожиданности таит в себе "Московская эйфория". Андрей Плахов, самый авторитетный русскоязычный специалист в фестивальных делах, собрал фильмы один интереснее другого. Общим знаменателем стало внимание к реалистической линии в современном кино. Американцы и румыны здесь лучше всех: Другая Ирина /2008/, Румыния, реж. Андрей Грушницкий, Рэйчел выходит замуж /2008/, США, реж. Джонатан Демме, Самая счастливая девушка на свете /2009/, Румыния/Нидерланды, реж. Раду Жуде, Частная жизнь Пиппы Ли /2008/, США, реж. Ребекка Миллер. Но самыми "эйфоричными" сеансами обещают стать показы фильмов: Вегас. Подлинная история (особое упоминание жюри католической ассоциации Венецианского МКФ-2008) и Озеро (особое упоминание жюри секции "Горизонты" Венецианского МКФ-2008). Вегас поставил Амир Надери, классик иранского кино, много лет назад эмигрировавший в США. Когда-то он вызывал неудовольствие иранских властей, сегодня – подтачивает фундамент, на которых зиждутся американские мифы. Озеро, третий фильм Филиппа Грандрийе, стилистике которого ещё не дали ясное определение, но зато автора включают в один ряд с такими именами как Жан-Мари Штрауб, Филипп Гаррель, Шанталь Акерман, намекая на продолжение фронта французского авангарда.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|