| |
|
|
|
"Час волка" (Ингмар Бергман, 1968)
14 июля 2008, 9-45
Час волка
 Эта картина Бергмана, которую иногда формально относят к жанру хоррора, задействует сюрреалистические приемы повествования в большей степени, чем любая другая его работа. Формально фильм делится на две части – первая из них повествует о смятении души, которое испытывает художник (Макс фон Зюдов). В час волка, час перед рассветом, к нему приходят демоны, которые терзают его душу всевозможными страхами. Молчаливая жена художника (Лив Ульман) по совету странной старухи читает его дневник, но не может вытащить его из расширяющейся воронки безумия. Час волка, в который чаще всего рождаются и умирают люди, с каждым днем становится все более трудно пережить.
Во второй части демоны обретают плоть, а повествование окончательно принимает характер сна. В замке графа, который посещают художник с женой, каждый персонаж салонного общества кажется вампиром, а художник тяготится воспоминаниями о грехах, которых, возможно, не совершал. Начинается пальба по призракам, среди которых есть как минимум один живой человек, а кульминация картины напоминает по настроению балладную лирику романтиков. И после того, как ворон уже каркнул свое "никогда", становится очевидно, что этот фильм об ужасах семейной жизни. В первую очередь картина интересна как раз сочетанием этой сюрреалистической формы подачи с классическим для Бергмана набором тем. Час волка тематически рифмуется с картиной Сквозь тусклое стекло, главная героиня которого также страдает от душевной болезни, а окружающие ее люди страдают от возникающих в связи с этим нравственных проблем. Интересно заметить, что эти страдания никого из героев не очищают, и поэтому можно трактовать оба фильма как критическую рецепцию традиционной христианской доктрины – и неважно, кто является в кошмарах, бог в образе паука или демон в образе вампира. Эти образы, которые можно прочесть как гипертрофированную аллегорию совести, в обоих фильмах обретают плоть и будут грызть своих жертв, пока не загрызут совсем.
Читать далее

|
|
|
|
|
|