
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
28 мая 2006 | 1942 просмотра |
Вчера попал на диаметрально противоположные французские фильмы - "Вышивальщицы" и "Лемминг". Хотелось бы, чтобы искусственных поделок на родине кинематографа было поменьше. А проверить это можно, посетив цикл:
«Неделя нового кино Франции» (27.05.2005 – 04.06.2006)
Вчера в Музее Кино стартовала неделя французского кино, включающая 6 неизвестных фильмов 2004-2005 г.г. выпуска и три прокатных (два от Жака Одиара и «Дитя» братьев Дарденнов).
Я присутствовал на первом сеансе программы, которое по обычаю предваряло выступление директора Музея Н.И.Клеймана. Помимо нескольких очень важных слов, настраивающих на просмотр, он поведал о планах Музея на ближайшие полгода, связанные с французским кино, о работе в дни фестиваля, ответил на вопросы.
О планах. Музей ведет переговоры с французской Синематекой о составлении программы французского киноавангарда 20-х годов, работает над подготовкой ретроспективы документалиста Жана Руша и программы «Кино и живопись». |
|
|
27 мая 2006 | 1758 просмотров |
Проведя несколько дней в Иордании и проехав страну с севера на юг, а затем обратно, я удержал для себя три достопримечательности, ради которых наверное и стоило совершать эту поездку.
1. Петра. Удивительное место, древняя столица Набатейского государства в скалах, доступ в который открывает узкий ход между скал длиной более километра, образовавший в результате тектонического разлома. Набатейцы жили в палатках, как бедуины, но строили себе каменные усыпальницы, выдалбливая их прямо в мягких породах скал Петры. Благодаря этому "культу" смерти полмиллиона туристов в год имеет возможность наблюдать удивительный город-кладбище, превращенный стараниями современных иорданцев в настоящий туристический аттракцион.
К счастью, толпы туристов пенсионного возраста можно легко избежать благодаря обширности территории и крутым склонам гор.
Кино: Петра служила эффектным фоном в одной из картин об Индиана Джонс.
2. Пустыня "Вади Рам" (Wadi Rum). Поразительная по своей красоте маленькая пустына на юге Иордании, контрастирующая с аскетичной и куда менее фотогеничной сирийской пустыней. Также стала иорданским диснейлендом - каждый день ее бороздят сотни джипов, а бедуины за 20 долларов предоставляют свои палатки на ночь туристам, желающим приобщиться к величественной тишине природы.
Кино: "Лоренс Аравийский" Дэвида Лина снимался здесь, и сам Лоренс некоторое время скрывался в Вади Раме в маленьком доме, фундамент которого с удовольствием показывают бедуинские гиды на Ниссанах.
3. Замок "Карак". Построен еще до крестоносцев, кажется в эпозу Омейадов, но затем несколько раз перестроен. Был "штабом" головореза Рено де Шатильона, которого уничтожил благородный Салах Аддин после взятия крепости.
Кино: в картине "Небеса обетованные" показана сцена взятия Карака Саладдином. Думаю, что "Карак" нарисован на компьютере, хотя и сейчас его развалины впечатляют. |
|
|
19 апреля 2006 | 1968 просмотров |
Канадец Робертсон Дейвис (Robertson Davies, 1913-1995) – тот случай, когда слово «писатель» надо заменить красивым словосочетанием “man of letters”, так как он автор романов, эссе, пьес, пародий , да ещё и лектор впридачу (в начале карьеры вообще театральный актёр, но это к слову). В 1985 Дейвис собрал всё, что было издано за подписью «Сэмюэл Марчбэнкс», добавил свои комментарии и издал данный шедевр (“The papers of Samuel Marchbanks”), не поддающийся жанровой классификации (частично дневник, частично переписка, частично просто точные и остроумнейшие суждения по разнообразным вопросам) и являющийся источником цитат на все случаи жизни.
В 40-е, когда Дейвис начинал свою литературную карьеру как колумнист, то помимо серьёзных статей он начал писать серию юмористических эссе под псевдонимом «Сэмюэл Марчбэнкс». Успех заставил продолжать серию несколько лет, а Марчбэнкс превратился в самостоятельного персонажа, хотя и сохранил сходство со своим создателем. Марчбэнкс – можно сказать, идеальный герой для определённого читателя, меня, например. Литературный критик из небольшой газеты, эрудит и остроумец, он ведёт непрестанную борьбу с идиотизмом современной жизни, не изменяя себе при этом. Раздражает его очень многое : политика («Прибытие цирка в город сразу после выборов ничего не изменило : беззубые львы, гуттаперчевые люди, канатоходцы, дрессированные тюлени, а главное – клоуны ! клоуны !! клоуны !!!»), система образования («Образование – это борьба. Я боролся с о школой и университетом, чтобы они не мешали мне заниматься самообразованием, в чём с блеском преуспел»), глупость окружающих («Одна из трагических ошибок демократии в том, что таких людей вообще учат читать»), дети («Люблю смотреть на играющих детей. Особенно когда они в 300 футах от меня и за колючей проволокой»), собаки («Низкий уровень современной литературы я объясняю тем, что нынешние авторы слишком любят собак в ущерб кошкам. А ведь собака – физический компаньон, а не интеллектуальный») и многое другое. Помогают же Марчбэнксу любимые книги, искусство, кошки, собственный интеллект и язвительное мировоззрение.
Цитировать Дейвиса можно долго, я не стану этим злоупотреблять. Только задержусь на отношении Марчбэнкса к кино. Разумеется, относится он к большей части кинопродукции с немалой иронией. Притом достаётся не только коммерческой продукции (идеальная мини-рецензия на «Ивана Грозного» Эйзенштейна : «Никогда мне не доводилось смотреть на экран в ноздри такому количеству русских, надеюсь, подобный опыт повторится не скоро»). Хотя как бывший актёр (тут Марчбэнкс и Дейвис, конечно, одно лицо) он высоко оценивает игру исполнителей уровня Джорджа Сэндерса и не раз восхищается Ритой Хэйуорт и Ингрид Бергман (а что ждать от поклонника красоты во всех проявлениях). Вот только не раз Марчбэнксу приходится претерпевать неудобства от соседей по кинозалу, и эти эпизоды своей актуальности не утратили ничуть : «Молодой человек сзади явно страдал пляской святого Витта – он периодически бил ногами в спину моего кресла, а в кульминационные моменты фильма издавал звуки, подобные тем, что издаёт лошадь в горящей конюшне».
Для меня «Записки Сэмюэла Марчбэнкса» в одном ряду с «Кодексом без изъятий и сокращений» Донливи, «Сатанинским словарём» Бирса и «Хрестоматией Менкена». Именно в этих книгах я и нахожу наибольшее количество соображений и высказывний, которые могут пригодиться в любой ситуации. Надеюсь в будущем ознакомиться с эссеистикой Дейвиса , хотя его обращение к большим формам, романам то есть, мне оправданным не показалось. Хотя создатель Сэмюэла Марчбэнкса мог позволить себе всё, что угодно. |
|
|
2 апреля 2006 | 2621 просмотр |
Выставка в рамках "Фотобиеннале-2006"
Просмотр: 02.04.2006, Новый манеж.
Интересующимся историей французского кинематографа непременно следует попасть на экспозицию Брассая, парижского фотографа, творчество которого наилучшим образом описывает название книги Луи Деллюка «Фотогения». В том смысле, что работам Брассая (коллекции «Париж ночью», «Париж днем», «Удовольствия») присущ не просто высокий уровень фотографического мастерства, а именно кинематографическая образность, вызывающая в памяти целую череду параллелей. И с миром довоенной французской киношколы (поэтический реализм). И с образами Парижа, которые навеки запечатлены в экранизациях артистически буйной первой четверти века (типа «Модернисты»). И с манерой немецкого экспрессионизма, дух которого (создавая «движение» кадра с помощью светотени и метрических отношений) уловил родившийся в Трансильвании венгр Дьюла Халас и запечатлевший для истории и вдохновения последующих художественных поколений столицу «величавого порока».
Оценка (за органическую связь с природой кинематографа и фиксацию красоты ночного города) – 6 (из 6).
Избранные работы:
http://monsieurphoto.free.fr/index....Id=26&ss_menu=1 |
|
|
1 апреля 2006 | 2351 просмотр |
Неделя 27-31.03.06
Вторник, 28.03.2006
1. После оживления соседнего сообщества моей оценкой фильму "Столкновение" у людей возник вопрос - а есть ли картины, достойные такого же отношения.
Долго искать не пришлось - во вторник, по ТВ смотрел:
а) "Без срока давности" (СССР, 1986) - гнусность про предателей (в годы ВОВ), которые на пути на коммунизму, конвертируются в шпионы ЦРУ (на заре перестройки). Но КГБ не дремлет. И не амнистирует. Когда видишь в кабинете гэбэшного генерала портрет даже не Андропова или Дзержинского, а монумент "сталин-ленин" (Ленин сидит, Сталин - в полный рост), понимаешь, что такое кино является лучшим доказательством, что сервильность, трусость и лизоблюдство в России срока давности не имеет.
Оценка - 1 (из 6)
б) "Месть по-голливудски" (The Real Deal, 2002) Нарицательный пример низкобюджетного киноотстоя. Вилла в пригороде Лос-Анджелеса, солнце, гольф, бассейн, тачки, тёлки, зелёные газоны.
Оценка - 0,5 (из 6).
Четверг, 30.03.2006
2. Не думал, что "Процесс" Орсона Уэллса окажется таким замечательным. Кафка гипнотизирует режиссёров как кроликов, которые впадают в столбняк при экранизации его прозы. Сыворотка Уэллса действует на всех - и на Кафку тоже. Действие перенесено в наши дни, но кажется, будто Уэллс промахнулся и перелетел в будущее - получился почти "Альфавилль" и, немного, бред городского невротика как у шестидесятника Линдсея Андерсона. Начало фильма в 00.30 предопределило конец: смотрел не больше сорока минут - впрочем, и так понятно, что - шедевр. Ниже 5-ти "Процесс" у меня уже не получит.
Пятница, 31.03.2006
Был у collector'a. Разговаривали о кино - четыре часа, до последней электрички. В фокус попали - Феллини, Уэллс, Соловьев, немецкие экспрессионисты, Маль, Фассбиндер, Хамдамов, Михалков, Рязанов, Герман-мл., Иоселиани. Пожурили за ameli_sу.
Смотрел студенческие работы одного неизвестного режиссёра.
Ели карпаччо - пили вино - слушали Баха.
Дивиди-диски завернули с собой.
Ещё был "Отелло" Уэллса, но смотрел не больше сорока минут - впрочем, и так понятно, что - шедевр.
В завершении культурного вечера, совпавшим с началом нового дня, NА пообещала жестоко пошутить на первое апреля - блеск в её глазах был нешуточный, творческий блеск. |
|
|
|