
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
15 апреля 2009 | 9120 просмотров Жак Лурселль |
 Головокружение содержит в сжатом поэтическом, психоаналитическом и метафизическом виде все, что может подарить зрителю кинематограф: историю любви, приключенческий рассказ, путешествие персонажей в глубины души, детективную интригу, разгадку которой автор не без удовольствия раскрывает за полчаса до финала. По своему обыкновению Альфред Хичкок до такой степени опутывает зрителя нитями сюжета, что сюжет становится для него так же загадочен, как сама реальность.
Восхищаться фильмом (несомненно, принадлежащим к числу самых восхитительных произведений кинематографа) и анализировать его - означает даже не столько анализировать автора, сколько анализировать самого себя в психологическом и психоаналитическом понимании этого слова. Головокружение, при всей нашей любви и всем обожании, остается картиной настолько личной, что приглашает скорее к молчаливым раздумьям, нежели к обсуждению, словно интимный дневник, который не должен был попадаться на глаза. В фильме не одна, а несколько путеводных нитей, и все пересекаются до бесконечности: преступление (лишающее того, кто в нем замешан, всякого будущего), некрофилия, иллюзия, влюбленность. |
Читать полностью
|
|
14 января 2009 | 6136 просмотров Жак Лурселль |
 Первый полнометражный фильм Джозефа Лоузи вышел в прокат в США в 1948 г., но во Франции добрался до экранов лишь 20 лет спустя благодаря усилиям Пьера Риссьяна и группы "мак-магонцев". Это один из самых прекрасных дебютов в американском кинематографе, и тому может быть 2 объяснения. Во-первых, Лоузи снимает свой 1-й фильм в 38 лет, имея за плечами богатое артистическое и театральное прошлое. В этом он похож на многих режиссеров своего поколения, чьи дебютные картины отличаются зрелостью и глубоко раскрывают личность создателей (см. Они живут по ночам (They Live by Night) Николаса Рея, Замок дракона (Dragonwyck) Манкевича или Дитя развода (Child of Divorce) Ричарда Флайшера). Следует также отметить, что даже две важные перемены в ходе работы над фильмом не помешали Лоузи работать в благоприятных условиях. Дори Шери, ответственная за все кинопроизводство "RKO", была инициатором создания Мальчика с зелеными волосами, но покинула студию после того, как ее выкупил Хауард Хьюз, и тот "заморозил" едва законченный фильм на несколько месяцев. Эдриан Скотт, указанный в титрах как продюсер, а также бывший соавтором сценария, стал одним из главных фигурантов "черного списка" Маккарти, и его место занял Стивен Эймз, крупный акционер фирмы "Technicolor", дебютант на продюсерской ниве, — впрочем, Лоузи прекрасно с ним поладил. Второе объяснение необыкновенного качества фильма связано с самой природой работы Лоузи. Самое драгоценное в его стиле, помимо интеллектуального образования и воспитания, — инстинктивные порывы, грубая и примитивная непосредственность, внезапный и пронзительный интимизм, к которому чаще всего примешиваются автобиографические мотивы. Дебютный фильм Лоузи не замутнен теоретическими рассуждениями; его достоинства связаны с самой глубинной его сутью — хотя Лоузи не смог придать фильму ту (пусть и немного утопическую) форму, на которую рассчитывал. В самом деле, он хотел снять фильм как любительскую ленту, на 16-мм пленку и в кратчайшие сроки. Ему пришлось перейти на формат 35 мм, и все же он настаивает, что в то время никто не умел так быстро снимать цветное кино.
Лоузи критически отзывался об эволюции сценария от рассказа о расовой дискриминации к пацифистской притче (см. Michel Ciment, Le Livre de Losey, Stock, 1979). Тем не менее, оба аспекта замечательным образом переплетаются в аллегорической структуре фильма, чья главная цель — показать, как насилие и разрушения вторгаются в мир, отмеченный почти идиллической благодатью (мир детства, маленького американского городка и т.д.). Насилие, будь оно связано с расовыми различиями или войной, вызывает в этом мире чудовищные потрясения: тонкий режиссерский стиль Лоузи, крайне чувствительный к насилию, придает им необходимую силу. Рассказу о детстве, травмированном войной, гибелью родных, дискриминацией и скудоумием окружающих, Лоузи придает реалистическую свежесть, почти сказочные прозрачность и блеск, которые прекрасно компенсируют искусственную природу любой притчи или аллегории. Цвет, необходимый с точки зрения сценария, придает картине конкретный и глобальный вес, дополнительный поэтический заряд. В самом деле, весь фильм словно купается в предрассветной заре, что в какой-то степени повторится в следующей картине Лоузи Вне закона (The Lawless), а впоследствии бесследно исчезнет из его творчества.  The Boy With Green Hair
МАЛЬЧИК С ЗЕЛЕНЫМИ ВОЛОСАМИ
1948 — США (82 мин) • Произв. RKO (Дори Шери, Эдриан Скотт, затем — Стивен Эймз) • Реж. ДЖОЗЕФ ЛОУСИ • Сцен. Бен Барзмен, Алфред Льюис Левитт по сюжету Бетси Битон • Опер. Джордж Барнз (Technicolor) • Муз. Ли Харлайн • В ролях Дин Стоквелл (Питер Фрай), Пэт О'Брайен (Дед), Роберт Райан (доктор Эванз), Барбара Хейл (мисс Брэнд), Ричард Лайон (Майкл), Уолтер Кэтлетт ("Король"), Сэмюэл С. Хайндз (доктор Кундсон), Реджис Туми (мистер Дэйвис, молочник), Чарлз Мередит (мистер Пайпер), Дэвид Кларк (парикмахер), Расс Тэмблин (ученик). |
|
|
|
22 октября 2007 | 3671 просмотр Жак Лурселль |
1937 – США (115 мин) • Произв. PAR. (Фрэнк Ллойд) • Режиссёр ФРЭНК ЛЛОЙД • Сцен. Пол Шофилд, Джеральд Джерати, Джон Боланд, по сюжету Стюарта Н. Лэйка • Опер. Теодор Спаркул • Муз. Виктор Янг • В ролях Джоэл МакКри (Рэмси МакКей), Боб Бёрнс (Хэнк Йорк), Фрэнсес Ди (Джастин Прайор), Ллойд Нолан (Дэйл Слэйд), Генри О’Нил (Генри Уэллс), Мэри Нэш (миссис Прайор), Ральф Морган (Николас Прайор).
Располагая средствами и амбициями Де Милля, только за вычетом его таланта, Фрэнк Ллойд предлагает зрителю эпопею в минорных тонах, несколько блёклую, несмотря на всю свою честность и прямоту. Сценаристы захотели смешать слишком много реалий в своём повествовании, и в результате получился симпатичный набор образов, мелькающих в столь быстром темпе, что ему не хватает времени копнуть поглубже хоть какую-нибудь из тем; кроме того, создаётся впечатление, будто один-единственный человек оказал решающее влияние на целые двадцать пять лет истории США. |
|
|
|
22 октября 2007 | 3286 просмотров Жак Лурселль |
1938 – США (100 мин) • Произв. PAR. (Фрэнк Ллойд) • Режиссёр ФРЭНК ЛЛОЙД • Сцен. Престон Стерджес, по пьесе и роману Джастина Хантли МакКарти • Опер. Теодор Спаркул • В ролях Рональд Колман (Франсуа Вийон), Бэзил Рэтбоун (Людовик XI), Фрэнсес Ди (Катрин де Восель), Элен Дрю (Югетта), Генри Уилкоксон (гвардейский капитан), Хизер Тэтчер (королева), Стэнли Риджес (Рене де Монтиньи), Сидни Толер (Робен Тюржи).
Очередная экранизация произведения Джастина МакКарти. Масштабное и зрелищное развлечение, на полпути от традиционного приключенческого фильма к более амбициозному, возвышенному и окрашенному юмором историческому полотну. В исполнении Рональда Колмана, унаследовавшего свою роль от Джона Бэрримора, Франсуа Вийон становится весьма аристократичен, а Людовик XI, перед которым Вийон талантливо декламирует собственные стихи, в исполнении Рэтбоуна – живописен, несколько карикатурен и, в конце концов, довольно расплывчат. Фильм характерен для Фрэнка Ллойда, которому яркость и своеобразный вдохновенный пыл никак не дают создать картину, приемлемую во всех отношениях.
N.B. Помимо британской версии 1915 года, пьеса МакКарти экранизировалась не единожды: Если бы я был королём Дж. Гордона Эдвардса (1920) с Уильямом Фарнумом в роли Франсуа Вийона; Любимый плут (The Beloved Rogue, 1927) Алана Кросланда с Джоном Бэрримором (Франсуа Вийон) и Конрадом Вайдтом (Людовик XI). Существуют также две экранизации оперетты, написанной по пьесе (музыка Рудольфа Фримла): Король-бродяга (The Vagabond King, 1930) Людвига Бержера с Деннисом Кингом (Франсуа Вийон), и Жаннетт МакДональд (Катрин); одноимённая версия 1956 года поставлена Майклом Кёртицом. Два последних фильма сняты в цвете. |
|
|
|
22 октября 2007 | 3945 просмотров Жак Лурселль |
1946 – США (98 мин) • Произв. PAR. (Сетон И. Миллер) • Режиссёр ДЖОН ФЭРРОУ • Сцен. Сетон И. Миллер, Джордж Брюс, по роману Ричарда Генри Даны • Опер. Эрнест Ласло • Муз. Виктор Янг • В ролях Алан Лэдд (Чарльз Стюарт), Брайан Донлеви (Ричард Генри Дана), Уильям Бендикс (Амазин), Барри Фитцджеральд (Дули), Говард да Силва (капитан Френсис Томпсон), Эстер Фернандес (Мария Домингес), Альберт Деккер (Браун), Луис Ван Рутен (Фостер), Дэррил Хикман (Сэм Хупер), Роман Бонен (Маклин), Рэй Коллинз (Гордон Стюарт).
Экранизация автобиографического рассказа Ричарда Генри Даны (роль которого исполняет здесь Брайан Донлеви). Почти садистская жестокость, характерная для множества картин студии «Парамаунт», снятых в 40-е годы – особенно тех, в которых появляется Алан Лэдд, – находит историческое оправдание благодаря центральной теме фильма. В самом деле, ведь в этом фильме обличается рабское положение матросов торгового флота в XIX веке. Джон Фэрроу придаёт самым жестоким эпизодам (бичевание, драки, убийства) неоспоримые силу и достоверность. Если персонажам подчас не хватает масштабности или глубины, то это вина сценария, а не актёров. Все «тяжеловесы» студии «Парамаунт» собраны в кадре (Донлеви, Альберт Деккер и др.) и работают прекрасно. Ещё один недостаток сценария: некоторая мягкотелость – без сомнения, намеренная, – которая мешает фильму раскрыть выбранную тему до конца. Введение ненужных и слащавых линий (мальчик, тайком пробирающийся на борт, чтобы наняться в матросы; пассажирка-испанка, завязывающая романтическую интригу с А. Лэддом) рассеивает зрительское внимание и придаёт фильму смешанный характер. К обличающему памфлету и документальному свидетельству примешиваются предусмотрительно вставленные в фильм в коммерческих целях элементы, заимствованные из самых банальных образцов голливудских фильмов о морских приключениях. |
|
|
|
|