
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
8 октября 2007 | 3432 просмотра Жак Лурселль |
1957 – США (125 мин) • Произв. Warner-Newton (Элиа Казан) • Режиссёр ЭЛИА КАЗАН • Сцен. Бадд Шульберг, по его же рассказу «Путешественник по Арканзасу» из сборника «Лица в толпе» • Опер. Гарри Стредлинг, Гэйн Решер • Муз. Том Глейзер • В ролях Энди Гриффит («Одинокий» Роудс), Патришиа Нил (Марша Джеффрис), Энтони Франчоза (Джои Кили де Пальма), Уолтер Маттау (Мел Миллер), Ли Ремик (Бетти Лу Флекам), Перси Уорем (генерал Хейнсуорт), Род Бресфилд (Бини), Чарльз Ирвинг (мистер Лаффлер), Маршалл Нилан (сенатор Фуллер), Говард Смит (Дж.Б. Джеффрис), Пол МакГрат (Мейси), Кэй Медфорд (миссис Роудс), Александер Киркланд (Джим Колье).
Что за дьявольский фильм! Даже тридцать лет спустя всё сказанное Казаном о рекламе, политическом шоу-бизнесе, роли и могуществе СМИ остаётся поразительно актуальным и правдивым. Энергичность, пылкость, язвительность авторской речи и актёрской игры нисколько не угасли.
Конечно, фильм далеко не безупречен. Начальные сцены – лучшие в фильме (знакомство с бродягой в тюрьме; воздействие этого независимого весельчака на провинциальную публику, которая не слышала раньше ничего подобного), однако потом приходится лишь сожалеть, что превращение дерзкого маргинала в безудержного и продажного пропагандиста происходит слишком быстро и неестественно. В фильме постоянно чувствуется диссонанс между стремлением Бадда Шульберга к наглядной демонстрации и тем первостепенным интересом, который Казан проявляет к человеческой выразительности персонажей, часто выходящей за пределы морали и всякой наглядности. В персонаже «Одинокого» Роудса есть что-то плутовское, что-то от Миллера; двое либеральных журналистов (Марша Джеффрис и Мел Миллер) всё чаще кажутся слишком мелкими рядом с этим фонтаном жизненных сил и энергии. Шульберг хотел направлять зрительские размышления по проложенному им руслу. Казан предпочитает, чтобы они скитались бесцельно, а затем внезапно прорывались при виде шокирующих кадров, в которых вдруг отражается весь беспорядок, характерный для американской общественной жизни.
Необычайная актёрская работа Энди Гриффита, более известного в качестве певца: в дальнейшем он так и не сделал в кинематографе ничего значительного. Как и большинство фильмов, опережающих своё время, Лицо в толпе провалился в прокате после выхода на экраны.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в отдельном томе (Random House, New York, 1957) (с предисловием Казана, переведённым на французский язык в журнале “Cahiers du cinéma”, № 69). Также – в журнале “L’Avant-Scène”, № 40 (1964). |
|
|
|
8 октября 2007 | 2868 просмотров Жак Лурселль |
1954 – США (115 мин) • Произв. Warner (Элиа Казан) • Режиссёр ЭЛИА КАЗАН • Сцен. Пол Осборн, по роману Джона Стейнбека • Опер. Тед МакКорд (Cinemascope, Warnercolor) • Муз. Леонард Розенман • В ролях Джули Харрис (Абрам), Джеймс Дин (Кол Трэск), Рэймонд Мэсси (Адам Трэск), Ричард Давалос (Арон Трэск), Джо Ван Флит (Кейт), Берл Айвс (шериф Сэм Купер), Лоис Смит (Энн).
Первый из трёх фильмов с Джеймсом Дином в главной роли. Это экранизация романа Стейнбека, представляющая собой вариацию истории Каина и Авеля, исправленную и дополненную за счёт психоанализа и новой морали. Повествование постоянно принимает и защищает точку зрения Каина. Все окружающие его персонажи, за исключением Абрам, виноваты в его закомплексованности, душевной неуравновешенности и неутолимой жажде любви и уважения, которые движут каждым из его поступков. Психологическое и психоаналитическое исследование, проводимое в этом фильме, не претендует ни на объективность, ни на реализм. Напротив, оно приводит к тому, что мир показывается глазами одного из героев, чьи страдания и надежды, сменяемые отчаянием, словно волны, рождают лирическое движение сюжета. Этот лиризм, показанный в цвете и формате «Синемаскоп» (и то, и другое Казан использует впервые), кладёт начало новому направлению в его творчестве, отныне больше обращённому к автобиографии, более поэтичному и свободному от правил классической драматургии.
Казан придаёт особое значение эмоционально сильным моментам: сцене дня рождения отца, в которой именинник отвергает подарок сына; сцене, в которой Кол приводит брата к их матери. Таким образом, фильм в целом близок к тому, чтобы превратиться в серию напряжённых моментов и эмоциональных взрывов; сюжет двигается по несколько упрощённой траектории, лишая действие нюансов, переходных ступеней и оттенков. Однако К востоку от рая останется в памяти прежде всего как портрет Джеймса Дина в образе неуравновешенного подростка, очень обворожительного, но всё-таки ещё совсем ребёнка, который находится далеко, очень далеко – на расстоянии световых лет – от самостоятельности и зрелости взрослого человека.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в журнале “L’Avant-Scène”, № 163 (1975). |
|
|
|
8 октября 2007 | 3199 просмотров Жак Лурселль |
1956 – США (197 мин) • Произв. Warner (Джордж Стивенс и Генри Гинсберг) • Режиссёр ДЖОРДЖ СТИВЕНС • Сцен. Фрэд Гиол, Иван Моффет, по роману Эдны Фербер • Опер. Уильям К. Меллор (Warner Color) • Муз. Димитри Тёмкин • В ролях Элизабет Тейлор (Лесли Бенедикт), Рок Хадсон (Бик Бенедикт), Джеймс Дин (Джет Ринк), Кэррол Бейкер (Луз Бенедикт, дочь Бика), Джейн Уизерс (Вашти Снит), Чилл Уиллс (дядя Боули), Мерседес МакКембридж (Луз Бенедикт, сестра Бика), Сол Минео (Анхел Обрегон), Деннис Хоппер (Джордан Бенедикт), Эрл Холлиман (Боб Дэйс), Пол Фикс (доктор Хорейс Линтон), Морис Джара (доктор Герра).
Как и Бунтовщик без идеала*, Гигант вышел в прокат после смерти Джеймса Дина и был встречен в Америке триумфом среди критики и широкой публики. Французские критики и любители кино с полным на то основанием проявили бóльшую сдержанность. Это тяжеловесная и неподвижная псевдофреска, снятая в академичном и внешне аккуратном стиле; роман с продолжением в традициях Унесённых ветром*, чьи бесчисленные эпизоды могли бы длиться до бесконечности. Проходит время, сменяются поколения, но всё это не приносит никаких существенных изменений в начальное положение дел. Сюжет фильма призван продемонстрировать нам в высшей степени безоблачный и наивно-чистосердечный автопортрет Америки, который она так любит порой создавать руками своих наименее одарённых и наиболее фальшивых режиссёров. Персонаж Рока Хадсона (так часто терпящий неудачи, что это поневоле вызывает непредусмотренный комический эффект) навеки остаётся торчать посреди своих бескрайних владений, окружённый всеобщим обожанием. В финале, обзаведясь внуком типично мексиканской внешности, он запоздало превращается в борца с расизмом. Жизни его сына и одной из дочерей будут похожи на безоблачную пастораль. Другая дочь, ненадолго прельстившись Джетом Ринком, не вынесет зрелища его загубленной речи и направится прямиком в Голливуд. Сам же Джет Ринк, бывший в бедности закомплексованным маргиналом, останется таким же в богатстве и пышности.
Только актёрская игра, не всегда подобная действию, не даёт фильму окончательно превратиться в затхлый музейный экспонат. Хитрец Стивенс сталкивает представителей классической психологичной актёрской школы (Элизабет Тейлор, Рок Хадсон) и новых звёзд (Джеймс Дин, Кэрол Бейкер), близких школе «Actors Studio». Игра Джеймса Дина – телесная, на бурном языке жестов, одновременно и спонтанная, и манерная – помогает смириться с преждевременным старением его героя. Поскольку в таких фильмах-сериалах принято, чтобы ни один персонаж не изменялся по ходу сюжета, его живописное исполнение роли молодого старика с напускной самоуверенностью и сбивчивой речью подростка производит эффект и подкрепляет сложившуюся репутацию картины. Мимоходом она подчёркивает талант и подлинное новаторство снятых совсем незадолго до Гиганта фильмов Казана и Николаса Рея (К востоку от рая*, Бунтовщик без идеала*). |
|
|
|
8 октября 2007 | 3090 просмотров Жак Лурселль |
1953 – США (118 мин) • Произв. PAR. (Джордж Стивенс) • Режиссёр ДЖОРДЖ СТИВЕНС • Сцен. А.Б. Гатри, Джек Шер, по роману Джека Шефера • Опер. Лойал Григгс (Technicolor) • Муз. Виктор Янг • В ролях Алан Лэдд (Шейн), Джин Артур (Мэриэн Старрет), Ван Хефлин (Джо Старрет), Уолтер Джек Пэлэнс (Джек Уилсон), Бен Джонсон (Крис Кэллэуэй), Эдгар Бьюкенен (Фрэд Льюис), Эмиль Майер (Руф Райкер).
Один из самых знаменитых вестернов в период между его появлением и неизбежной переоценкой общепризнанных ценностей жанра. Шейн ни в коем случае нельзя поставить на один уровень с вестернами Форда или ДеМилля, Манна или Николаса Рея. Прежде всего, это альбом с красивыми кадрами, снятыми на великолепной натуре, которой технология «Текниколор» тех лет придаёт особую поэтическую сочность. В большинстве планов Джордж Стивенс сохранил очень зрелищные эксперименты с освещением, которые редко встречали одобрение его операторов. Следуя реализму в деталях декораций, костюмов и освещения, фильм, тем не менее, создаёт упрощённую и идеализированную картину жизни на Диком Западе – такой её увидел 10-летний ребёнок, сын четы колонистов и, без сомнения, главный герой этой истории. Его чётко обозначенное присутствие в большинстве сцен частично оправдывает схематичность действия, культ всемогущего героя, почти карикатурное разделение на «плохих» и «хороших» (в роли убийцы, привлекшей к нему внимание публики, Джек Пэлэнс работает на грани пародии). Кроме того, интрига развивается порой слишком медленно и многословно. Своими лучшими качествами Шейн напоминает серию приключенческих фильмов для детей, вроде Оленёнка Кларенса Брауна (The Yearling, 1946), главная тема которых – осознание ребёнком жестокости и красоты этого мира. Он не имеет ничего общего с новым поколением взрослых и осовремененных вестернов 50-х годов. |
|
|
|
8 октября 2007 | 2707 просмотров Жак Лурселль |
1958 – США (106 мин) • Произв. Fox (Лео МакКэри) • Режиссёр ЛЕО МАККЭРИ • Сцен. МакКэри, Клод Биньон, по роману Макса Шульмана • Опер. Леон Шэмрой (Cinemascope, DeLuxe Color) • Муз. Сирил Дж. Мокридж • В ролях Пол Ньюман (Гарри Баннерман), Джоан Коллинз (Анджела Хоффа), Джоанна Вудворд (Грейс Баннерман), Джек Карсон (капитан Хокси), Дуэйн Хикман (Грэди Метколф), Тьюсдей Уэлд (Комфорт Гудпасчер), Гэйл Гордон (полковник Торвалд), Марвин Вай (Оскар Хоффа), О.З. Уайтхед (Айзек Гудпасчер).
Предпоследний фильм МакКэри, действие которого целиком и полностью происходит в настоящем времени, без тени ностальгии или ухода в прошлое (в отличие от Незабываемого романа*) – это бодрая сатира на «американский образ жизни». Удивительный успех этого фильма обязан тому факту, что МакКэри постоянно балансирует на грани: даже самые карикатурные из его персонажей очень симпатичны и нисколько не злобны. МакКэри работает в мягкой манере и выстраивает гэги, вдохновлённые самыми светлыми чувствами, с хореографическими чувством ритма и элегантностью, которые ещё раз подчёркивают аскетическую строгость декораций. Бурлеск проникает в сюжет в небольших дозах, в лице грубиянистого капитана Хокси, образ которого, в совершенном единодушии с режиссёром, ярко рисует превосходный Джек Карсон. Пол Ньюман в своей первой комедийной роли демонстрирует комическое дарование, ранее проявлявшееся лишь эпизодически в тех или иных из его фильмов. Наконец, интрига, неторопливо развивающаяся в полном соответствии с волей автора, обогащается тремя женскими портретами: Джоанна Вудворд играет домашнюю хозяйку, охваченную чувством социальной ответственности; Джоан Коллинз – очаровательную обольстительницу, которой предстоит потерпеть неудачу; Тьюсдей Уэлд – разгорячённую девушку-подростка, терзаемую первыми любовными муками. |
|
|
|
|