Те, кто должны были быть здесь фаворитами по тем или иным причинам, оказались за бортом:
Громозека,
Суходол,
Бедуин.
Мой папа Барышников отделался призом за лучшую музыку – ее написал живой классик Александр Маноцков. Музыка как таковая в других фильмах играла третьестепенную роль (не
Громозеку же награждать за дважды прозвучавшую "Птицу счастья" и эфир "Ретро FM").
В результате главной мыслью Кинотавра оказалась вовсе не та магистральная линия, которая проводилась организаторами – впервые, наверное. Те хотели показать рождение качественного зрительского кино при сохранении жизнедеятельности авторского. А получилось подведение итогов завершившегося кинодесятилетия, что естественно. Итоги эти констатировали прежде всего кризис, а не завершение какого-то цикла. Расхожий образ фестивального кино окончательно выдохся и стал пародией на самого себя. Лучшее, что здесь было – финальный извод традиций
Юрьева дня,
Волчка,
Бубна-барабана и
Счастья моего. Несчастная терзаемая женщина как герой времени, космос как бесчувствие, насилие в гулком пространстве мегаполиса, шоковые ходы как попытки пробудить сознание в дремлющем зрителе. Все это есть и в
Портрете в сумерках - эдаком женском варианте того же
Счастья моего, и во вроде бы переломном для
Игоря Волошина Бедуине, и в адаптировавшем Бунина к фестивальному формату
Суходоле дебютантки Александры Стреляной.
Разве что
Бакур Бакурадзе ищет выход из тупика, находясь в котором иные, как жертвы насилия, пытаются получить хоть какое-то удовольствие. И, в общем, находит его, развивая таким образом главную линию русского кино последних лет – безысходного глухонемого мира пустых людей-оболочек. Но это развитие слишком похоже на жирную и выразительную точку.
Вообще, мало какой Кинотавр заканчивался таким знаком препинания – не дежурным восклицательным и не риторическим вопросительным, а именно многоточием. Хотя это тоже можно объяснить безвременьем. Старая эстетика и манера постановки вопроса ушла, новой пока нет. Будет ли, и какую роль в этом сыграет Кинотавр – непонятно. Что по-своему правильно и хорошо. Чем больше вопросов и многоточий – тем лучше.