После просмотра нового фильма
Годара каждый сам может выразить степень своего восхищения или разочарования увиденным. Мне же хочется сказать о том, почему
Социализм стал одним из лучших в фильмографии режиссера.
Стоит сразу понять: Годар и герменевтика – явления взаимно далекие. Неудача постигнет тех, кто попробует дифференцировать сверхплотный поток текста и изображения. Конечно, можно устроить некую "игру в бисер" и попробовать выяснить, что из сказанного принадлежит Дерриде, а что – Беньямину, откуда тот или иной кадр, что он символизует/означает и тому подобное. Это ловушка, в которую режиссер обожает загонять прямолинейно мыслящую часть аудитории. Текст у Годара — это часть причудливой звуковой дорожки, сплетения звуков и смыслов, в котором, тем не менее, каждый может найти созвучную себе фразу. Для меня, это призыв "не рассказывать о невидимых вещах, а показывать их". Большинство кадров
Социализма настолько совершенны визуально, что в их расшифровке нет нужды. Достаточно лишь внимательно смотреть, и сама сила этих изображений, а также же образной "добавленной стоимости", возникающей в ритме их сочетания, захватит вас. Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм ошеломляющей силы, что, однако, не вредит драматургической целостности его "симфонии".
Собственно, какую историю рассказывает Годар? Историю Европы. Иначе говоря - историю нашей цивилизации. Он ведет показанный в первой части корабль через наиболее значимые, болевые точки на кино-мифологической карте Старого Света: Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из шедевра Эйзенштейна обретает абсолютно новое качество), Греция (где "демократия и трагедия обручились" и "у них был один ребенок — гражданская война"), Неаполь (кадры из фильма об антифашистском восстании 1943 года), Барселона (последний оплот Республики во время гражданской войны). Раньше кино предпочитало рассказывать историю двоих; Годар рассказал историю всех.