С самого начала следует понимать, что
Сияние - наиболее автобиографичный фильм Стэнли Кубрика (возможно, за исключением
С широко закрытыми глазами). Еще до завершения статьи, станет абсолютно очевидным, что Кубрик лишь использовал роман Стивена Кинга в качестве стартовой площадки (простите за каламбур) с целью рассказать совершенно другую историю под личиной экранизации бестселлера. И у него были на то причины. Прежде всего - спасение собственной жизни.
Но давайте не будем бежать впереди паровоза.
В сущности, начнем с самого начала.
В фильме два главных героя – Джек Торренс (которого играет
Джек Николсон) и его сын Дэнни (которого играет
Дэнни Ллойд).
Важно понимать, что Джек и Дэнни олицетворяют два состояния самого Стэнли Кубрика. Джек практичный, прагматичный малый, который мечтает стать великим писателем. И он, несомненно, сделает все, чтобы достичь своей цели. У Джека, как и у Стэнли, черные волосы, он раздражителен и даже курит те же сигареты, что и Стэнли (Мальборо).
Дэнни – другая сторона выдающегося режиссера. Это по-детски непосредственный Кубрик. И именно он является настоящим творцом.
Дэнни (второе "я" Кубрика) наделен экстрасенсорными способностями, энергией молодости и умением видеть то, чего обычно никто не замечает. Дэнни также имеет склонность рассказывать людям тайны, которые должны оставаться в секрете.
Наверное, первая часть
Сияния – самые длинные и наиболее скучные 58 минут за всё творчество Кубрика.
Начальные кадры фильма раскрывают нам прагматичную сторону Стэнли – Джека, заключающего сделку с управляющим отелем "Оверлук".
Суть соглашения в следующем: Джэк может писать (то есть творить) все, что угодно, до тех пор, пока он является смотрителем "Оверлука".
Еще один важный момент заключается в том, что управляющий отелем рассказывает Джеку, как предыдущий смотритель, не выдержав душевного напряжения от избытка работы, сошел с ума и убил собственную жену и двоих дочерей.
Джек отвечает, что он "заинтригован", но все равно берется за дело.
Управляющий отелем "Оверлук" одет в красное, белое и синее. Жена Джека Венди (которую играет Шелли Дюваль) и его сын Дэнни на протяжении первого часа фильма также одеты в красное, белое и синее.
Интерпретация этой цветовой гаммы позволяет сделать вывод, что отель "Оверлук" символизирует Америку. К тому же управляющий говорит, что отель был построен на могилах индейцев.
Как и Америка, "Оверлук" построен совсем недавно и вовсю блестит на солнце. Он претенциозный, заскорузлый и, с точки зрения архитектуры, абсолютно безынтересный. И, как управляющий с гордостью сообщает Венди: "Самые лучшие люди останавливались здесь".
Но происходит что-то очень серьезное. Кубрик идет плечом к плечу с сильными мира сего. Он знает, что именно должно произойти.
Здесь и наступает нужный момент для того, чтобы начать понимать ту историю, которую Кубрик пытается донести до нас посредством символов.
В сцене, где Джек проходит собеседование, прямо позади управляющего отелем "Оверлук" стоит Американский Орел, что выглядит так, будто "Орел" обозначает могущественную силу, находящуюся на стороне Управляющего.
Орел не только является символом Америки, следует также отметить, что миссия по высадке на Луну "Аполлона 11" тоже называлась "Орел". На столе справа от управляющего стоит Американский флаг.
Символически Управляющий (чью роль исполняет Барри Нельсон) олицетворяет правительство Соединенных Штатов. Джек заключил с правительством соглашение, согласно которому он будет исполнять обязанности смотрителя отеля.
Управляющий рассказывает Джеку, что его основная работа заключается в том, чтобы защитить отель "Оверлук" (Америку) от угрозы разложения. Управляющий снова и снова повторяет, что это дело первостепенной важности.
В первый же день в отеле Дэнни посещает видение: он видит дочерей предыдущего смотрителя, и понимает, что они близнецы.
Джек, Дэнни и Венди также встречают повара гостиницы – Дика Хэлорана. Дик и Дэнни становятся друзьями, и Дэнни обнаруживает, что не только у него одного есть способности к ясновидению.
Дик предупреждает Дэнни, чтобы тот держался подальше от комнаты 237.
Джек, Венди и Дэнни к этому моменту уже полностью переехали в отель. Им предстоит пережить долгую и холодную зиму. Поначалу Джеку нравится отель, но он не в состоянии писать. У него также начинаются проблемы со сном. Между тем, Венди и Дэнни хорошо проводят время.
Джек не пишет. Вместо этого он бросает теннисный мячик об стену в комнате, где находится печатная машинка. На стене, в которую попадает мячик, изображен национальный американский художественный орнамент, который подозрительно напоминает ракеты, готовые к запуску.