
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
25 декабря 2009
Итоги 2009: тенденции уходящего года, плавно перетекающие в ожидания от года последующего
Алексей Гуськов
В конце года принято подводить итоги. Любые выводы, не исчисляемые голыми цифрами - чистое разглагольствование, но "Синематека" самонадеянно берётся максимально беспристрастно оценивать прошедший в кино год, попросив всех своих постоянных и предельно пристрастных обозревателей сделать ряд "срезов" текущего кинопроцесса. Встречая Новый Год, мы будем публиковать сводные итоги по разным направлениям года уходящего. Сколько людей, столько и мнений, и иногда они прямо противоположны друг другу, но при этом излюбленные точки приложения усилий кинообозревательской мысли оказались на удивление близки и взаимосвязаны. Вообще-то яркие тенденции уходящего года и глобальные ожидания от следующего предполагались в виде двух разных списков, но они оказались настолько неразрывны, что это единство пришлось отражать единым перечнем. Мы начинаем с приятного: с того, что удивило ещё гостей июньского "Кинотавра", хотя многие зрители до сих пор не осознали, что их накрывает...
1. "Новая волна" российского кино
Кадр из фильма "Волчок" (2009), реж. Василий Сигарев
Этот избитый до потери смысла, повсеместно (и справедливо) оспариваемый и уже не слишком популярный термин всё же красноречивее всех других слов выражает силу, естественность и приятную неожиданность свежего ветра, бьющего из всех щелей аляповатого российского кинопрома. Как это ни называй, кого к этому явлению ни относи и кому в причастности ни отказывай, странно отрицать: у нас вдруг появились молодые, талантливые, смелые кинематографисты, которые по авторскому почерку, системе мировоззрений и характеру высказываний заметно отличаются от кинопатриархов, начинавших в советские или постсоветские годы. Это те режиссеры, сценаристы, операторы, которые имели возможность учиться не только на классических образцах западного кино - им наконец-то было доступно уже всё мировое многообразие. Приступив к делу, они, возникнув в какой-то степени как здоровое побочное явление набравшего невиданные производственные обороты отечественного кино, почти единомоментно оказались авторами самых значимых высказываний года. Результатом их работы становится не слепая мимикрия под забугорный артхаус, а цельный, несмотря на всю разность сути и формы, выраженный образно-смысловой поток - сильный, как половодье, примеров которому не сыскать в новороссийском кино. Список лучших отечественных фильмов 2009 года по версии "Синематеки" еще впереди, но вряд ли для кого-то станет неожиданностью то, что оккупировали его именно представители пресловутой "новой волны". Тем не менее, рисовать будущее в радужных тонах даже не приходит в голову. Виной тому - стремительно и неотвратимо идущий наперерез авторской стихии...
2. Кризис околоофициальных российских киноструктур
Никита Михалков на открытии Всероссийского чрезвычайного съезда Союза кинематографистов
Прямо скажем, это скорее тенденция десятилетия, которая в первом послекризисном году достигла своего, вспоминая астрономию, перигея - нижней точки. Здесь можно обнаружить не только ставшую привычной невозможность найти пристанище для Музея Кино и стабильно критическое состояние главного конкурса одиозного ММКФ, который к тому же в четвертый раз за пять лет увенчался безоговорочной победой отечественного фильма - разумеется, далеко не показательного для кино сегодняшнего дня в России. Гораздо более неприятными признаками распада стали неравная весенняя битва сил добра и зла над полумертвым телом Союза Кинематографистов и последовавший осенью (в результате событий весны или по любым другим соображениям - уже не важно) приход большой государственной власти в доселе вольное казачество отечественного кинопроизводства. Совет по развитию кинематографии взял с места в карьер и поставил все авторские начинания будущего в финансовую зависимость от семи "придворных" продюсерских центров, первейшей функцией которых назначено производство национально значимых блокбастеров. И если ещё в середине 2009 года Тенденция №1 существовала в циничном отрыве от Тенденции №2, то в 2010 году, если первой вообще удастся продолжиться, то только чудом и супротив. В то же время в мире...
3. Кино дешевеет в производстве и становится ближе к народу
Кадр из фильма "2012" (2009), реж. Роланд Эммерих
Этот вектор можно было предсказать ещё год назад - кинопроизводство на всех уровнях и во всех странах в страхе перед неопределенностью глобального экономического кризиса затянуло пояса, но в полной мере эффект станет очевиден лишь в следующем году, когда в кинотеатры выйдет большая часть "поскромневшего" кинематографа. Привычные голливудские монстры масштаба фильмов 2012 и Аватар на какое-то время уйдут в тень, что в коммерческом секторе неизбежно будет провоцировать фантазию создателей и столь же неизбежно подстегнёт относительно недорогое жанровое кино. В вечно бедствующем мире артхауса мало кому удалось найти на ремне новые дырки, но продюсерская селекция стала жёстче - и это мы тоже скоро увидим. При этом на зло пессимистам кассовые сборы в среднем по планете не падают, зритель остаётся верен привычному развлечению, которое, помимо прочего, теперь однозначно относится к категории самых доступных. Но для прошедшего года это скорее "сквозная" тенденция с прицелом куда-то в будущее, потому что...
4. Революция как зрела, так и продолжает зреть
Кадр из фильма "Аир" (2009), реж. Анджей Вайда
Крупные фестивали тужатся и ломаются кто во что горазд, но воз и ныне там: год так и не принёс ни новых "движений", ни взошедших новых "звёзд". Нельзя сказать, что "священные коровы" недавнего прошлого ударили в грязь лицом, но ничего принципиально нового им не далось, а такие заслуженные "старички", как Вайда и Херцог, оказываются не только смелее, но и самодостаточнее иной молодой поросли - в публичной части мирового кинопроцесса наблюдается пугающее идейное затишье, фестивальный парус беспомощно полощется в ожидании обновляющей бури, а наиболее радикальный обозреватель "Синематеки" объявляет безоговорочную победу грайндхауса. Тем не менее, надежду на лучшее питает Тенденция №3, а если Тенденция №1 всё же не сгинет под тяжким грузом Тенденции №2, то и наш кинематограф впервые с 60-х гг прошлого века сможет одарить планету собственным свежим импульсом.
|
|
|