|
|
|
|
20 ноября 2008
Владислав Шувалов
 Ридли Скотт, издавна почитаемый киноманами за создание эталонных образцов развлекательных жанров (гусарская поэма Дуэлянты, космический триллер Чужой, философско-футуристическая драма Блейд-раннер, трагедия бунта Тельма и Луиза) в 90-е годы существенно сбавил обороты, скромно скрывшись в глубине голливудских рядов. Теперь кажется понятным, почему. Клинтоновская политкорректная Америка гасила героические порывы гладиатора Скотта, которому всегда была необходима дуэль. Миг противоборства достоин поэтического обращения, поскольку философия схватки апеллирует ко многим жизненным потребностям – от заложенного природой стремления человека к победе до нравственного восхождения к вершинам духа. Поединок всегда имеет привкус войны, поэтому лучшие картины в новом веке Скотт сделал на фактуре "горячих точек", чему, надо сказать, способствовала американская внешняя политика, давшая трещину: чтобы найти подходящую арену чистилища, уже не нужно было перемещаться в древний Рим или улетать в космос. В Падении "Чёрного ястреба" Скотт с визионерским цинизмом демонстрировал военную операцию по высадке спецназа в сомалийской столице Могадишо. В Совокупности лжи он, вооруженный до зубов, отправляется на Ближний Восток.
В помощники Скотт берёт блестящую команду, не засвеченную громкими провалами. Геополитический боевик о ЦРУшнике, находящемся в оперативной разработке в арабском регионе, снят по книге Дэвида Игнатиуса, редактора и колумниста "Вашингтон Пост", специалиста по внешней политике и международным отношениям. Игнатиуса называют "интеллектуальным Флемингом": он написал шесть книг – пять из них в жанре шпионского романа. "Совокупность лжи" - его последняя работа и первая экранизация. Роман доводил до кинематографического состояния сценарист Уильям Монахан, лауреат "Оскара" (Отступники) и давний соратник Ридли (Царствие небесное). За камерой стоял один из самых умных голливудских операторов Александр Витт, бывший руководителем второй операторской группы в самых впечатляющих экшн-проектах последних 15 лет (что важно, запомнившихся именно "чистотой изображения" и операторской выдумкой): Скорость, Смерч, Идентификация Борна, Пираты Карибского моря: проклятие Черной жемчужины, Казино "Рояль". С Ридли Скоттом Витт сотрудничал ещё с Черного дождя, а теперь пришло время пересесть в кресло оператора-постановщика.
Основным украшением команды Скотта стали исполнители: талантливый представитель своего поколения Леонардо Ди Каприо, бессменный попутчик режиссера Рассел Кроу и малоизвестный, но опытный Марк Стронг. Они играют троих разведчиков, символизирующих полярность шпионского мира. Серый кардинал американской разведки (Рассел Кроу), подобно кукловоду, практически не покидая пределов США, дергает за невидимые нити своих марионеток и с помощью космической связи наблюдает за каждым сантиметром вражеской территории, будь то Ирак или Сирия. Марк Стронг буквально вжился в образ руководителя иорданского ГРУ, шейха разведки, которому приходится прибегать к витиеватому политесу, чтобы с достоинством сносить присутствие американцев на своей земле. Игнатиус/Монахан создают привлекательный и одновременно опасный образ потенциального неприятеля, а Стронг добавляет к образу арабского разведчика олигархический размах и светский шик. Этот тип ближневосточного партнера уже известен по более ранним фильмам Сириана и Королевство, но в данном фильме образ рассудительного и хитрого соперника доводится до той степени неотразимости, которая была присуща персонажам гиммлеровской ставки из незабвенного шедевра "Семнадцать мгновений весны". Известно, что успех шпионского триллера напрямую определяется продуманным образом противника, который, может быть, даже несколько умнее главного героя. Основного персонажа играет 33-летний Леонардо Ди Каприо, не утративший моложавого очарования, но продолжающий мужать. Как и в предыдущих фильмах о героях-одиночках (Отступники и Кровавый алмаз), он отпускает свою бородку, которая здесь как нельзя кстати. Роджер Феррис проводит оперативно-розыскные мероприятия в странах Ближнего Востока, направленные на поиск террориста Аль-Салима, одного из лидеров "Аль-Каиды". Феррис, в отличие от своего заокеанского руководителя, находится на передовой – в Ираке, Иордании, Сирии, – ежечасно рискуя жизнью и на собственной шкуре проверяя, почём фунт лиха.
Отличие Совокупности лжи от всех ранее созданных Голливудом фильмов на ближневосточную тематику заключается в попытке погружения в арабский контекст. Феррис так долго служил в чужих странах, что, разумеется, оброс не только бородой, но и впитал местные обычаи и нравы. Ключевой нюанс психики главного героя строится на том, что в образе Ферриса всё лучшее исходит от арабского мира (уважение к старшему, почтение к женщине, внимательность к собеседнику), в то время как от американской родины ему достались лишь либеральный нрав и стремление защищать мир. Надо думать, что это был смелый авторский ход - сделать главного героя американского фильма в период тлеющей войны в Ираке наполовину "арабом", тем самым, демонстрируя уязвимость заокеанской системы ценностей и намекая на исход межкультурного столкновения. Феррис разводится с американской женой и составляет пару с иранской медсестрой. В какой-то момент принципы хамоватого англосаксонского доминирования, свойственные его руководителям из Лэнгли, вступают в противоречие с собственным мировоззрением Ферриса. Он оказывается между двумя полюсами – теми, кто отдает приказы и теми, с кем ему бок о бок приходится их исполнять. Решая нравственную дилемму, которой прежде в Голливуде и быть не могло, Феррис сопротивляется своим работодателям, для которых весь мир - лишь игровой плацдарм: герой готов стать невозвращенцем, что само по себе неслыханно. Возвращаться на родину не к кому – Америка за годы войны и время отсутствия героя Ди Каприо стала другой. Другим стал и Ридли Скотт, которого всегда занимала природа Чужого – того, кто метится в тебя с расстояния двадцати шагов, и в котором, может так статься, ты нуждаешься больше всего, потому что от исхода единоборства зависит твоя свобода, покой и сохранение чести. Каждый из трёх главных героев пребывает внутри своей реальности, будучи уверенным в истинной справедливости приоритетов. Но спутниковая гиперслежка и повадки мирового жандарма сталкиваются с необоримостью чужого устава на чужой территории. Столкновение этих реальностей порождает разность потенциалов в сознании героя Ди Каприо, который отважился стать Чужим, т.е. самим собой, сделав неожиданный выбор на основе гремучей совокупности правды и лжи.
Ссылки по теме:
Ридли Скотт экранизирует "Монополию"
|
|
|